ЗНАНИЯ, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ. ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ
- Дата публикации 07.11.2014 04:47
- Категория: Образование
- Просмотров: 2469
Сегодня, как никогда, страна нуждается в самых эффективных и конкурентоспособных специалистах. И задача системы технического и профессионального обучения - подготовить их.
Важное место в системе подготовки специалистов занимает дуальная система обучения. На состоявшейся недавно научно-практической конференции в Сенате Парламента РК с этой темой выступала руководитель управления образования Северо-Казахстанской области Шолпан Каринова.
Как решается этот вопрос у нас в области - тема разговора с руководителем управления образования.
- Шолпан Танатовна, что такое система дуального образования?
- Необходимо отметить, что уже сегодня обновление структуры и содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики нашей страны закреплено Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Дуальное образование предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной практики.
- Какова ситуация с внедрением дуального обучения в нашей области?
- 16,2 % от общего числа студентов охвачены таким обучением. 44 предприятия являются партнерами 9 колледжей по 17 специальностям таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, машиностроение, энергетика и сфера обслуживания.
Назову предприятия, где наиболее развиты партнерские отношения: АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», КТ «Зенченко и К», АО «Мунаймаш», ТОО «Завод многопрофильного оборудования», ТОО ВФ «ПОИСК», ТОО «Ремплазма», АО «СЕВКАЗЭНЕРГО», ТОО «СЕВКАЗЭНЕРГОСТРОЙ», Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги, Ассоциация строителей и рестораторов города Петропавловска и др.
- В чем конкретно заключается партнерство?
- С участием предприятий проведена работа по корректировке рабочих программ по специальным предметам и производственному обучению. В организацию учебного процесса привлечены инженерно-технические работники предприятий. 25 инженерно-педагогических работников колледжей прошли стажировку. Предприятия стали базой производственной практики, где 61,3 процента студентов проходят ее на оплачиваемых местах.
- Как стимулируется такое профобразование?
- Мощный импульс развитию ТиПО дал региональный совет по подготовке профессионально-технических кадров, который возглавляет аким области. В составе совета действует 4 рабочие группы под руководством заместителей акима области по соответствующим отраслям. При содействии совета в организациях технического и профобразования проводится планомерная работа по укреплению учебно-материальной базы, развиваются учебные хозяйства в колледжах сельскохозяйственного профиля. Надо отметить, что это способствует еще и организации питания студентов, для проживающих в общежитии.
В этом году впервые государственный образовательный заказ рассматривался комиссией в составе представителей областного маслихата, Палаты предпринимателей, социальных партнеров, профильных управлений. Эта мера дала возможность изучить рынок труда и сформировать заказ по востребованным специальностям.
- Можно ли привести положительные примеры такой работы?
- В текущем году на базе Петропавловского строительно-экономического колледжа совместно с Палатой предпринимателей и строительным предприятием ТОО «Основание» создан учебно-технологический центр. Уже начато совместное производство тротуарной плитки, и студенты колледжа своими руками изготавливают продукцию, нарабатывают опыт и получают соответствующую заработную плату от предприятия.
Имеем хороший опыт сотрудничества машиностроительного колледжа и АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения». 7 мастеров производственного обучения прошли стажировку на заводе и 2 мастера по представлению предприятия получили сертификат через «Корпоративный университет «Самрук Казына». С апреля 2014 года на базе ПЗТМ действует учебный кабинет для студентов колледжа, где специалисты завода проводят занятия по специальным дисциплинам, учитывая элементы дуального обучения.
На основании подписанного трехстороннего Соглашения о сотрудничестве по дуальному обучению между АО «Национальная компания «Казақстан темір жолы», Министерством образования и науки Республики Казахстан и Петропавловским колледжем железнодорожного транспорта начато сотрудничество с филиалом АО «НК «Казақстан темір жолы» - Акмолинское отделение». 23 студента колледжа прошли производственную практику на базе АО НК «Казақстан темір жолы», в том числе 15 человек (65,3 %) - на оплачиваемых местах. Ребята показали отличные знания по специальности, успешно прошли оценку уровня профессиональной подготовленности, получили сертификаты и сейчас распределены на рабочие места на предприятиях Целинной железной дороги.
В Есильском сельскохозяйственном колледже, который находится в сельской местности, действует ветеринарная клиника, оснащенная современным оборудованием, где студенты проходят практику и оказывают услуги населению. Проводят санобработку скота, искусственное осеменение домашних животных, таврирование, вакцинацию и профилактику заболеваний, таким образом, получают первые ветеринарные навыки уже в стенах учебного заведения.
Но вместе с тем, работники организаций ТиПО понимают, что всё производство на базу учебного заведения перенести невозможно и необходимо повысить роль и ответственность предприятий, бизнеса в этом важном вопросе.
- Каковы преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционной?
- Дуальная форма обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - обеспечить разрыв между теорией и практикой. Что немаловажно - обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как их навыки уже полностью отвечают требованиям работодателя. К тому же обучение максимально приближается к запросам производства.
Такой системой достигается высокая мотивация в получении знаний, формируется новая психология будущего работника. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями, они получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. Да и сами преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения проходят стажировки для владения всеми новшествами на производстве. Есть возможность, а порой и необходимость привлекать в качестве преподавателей и особенно мастеров производственного обучения специалистов предприятий - социальных партнеров.
- Нуждается ли система дуального образования, по вашему мнению, в совершенствовании?
- Сегодня Министерством образования и науки сделано много, но для дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров по дуальному обучению необходимо решить ряд задач.
На прошедшей конференции мы выносили проблемные вопросы, в том числе предлагаем постановлением Правительства РК утвердить Положение о дуальной системе обучения в техническом и профессиональном образовании с учетом разделений ответственности и полномочий учебных заведений, работодателей.
Внести изменения в Типовые учебные планы, утвержденные МОН РК, которые сейчас предусматривают максимальный объем практического обучения в 40 % вместо необходимых при дуальном обучении 60-80 %.
Разработать механизм социального партнерства между системой образования и работодателями (предусмотреть оплату наставникам на производстве), совершенствовать работу по повышению квалификации инженерно-педагогического состава на передовых предприятиях отраслей экономики, закрепление субъектов бизнеса за организациями технического и профессионального образования.
Активность внедрения дуальной системы обучения будет способствовать достижению качества профессиональной подготовленности кадров, высокого процента трудоустройства выпускников колледжей, а самое главное - обеспечит экономику страны квалифицированными кадрами.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛАБОРАТОРИЮ, ИЛИ ТЕХНИКА НАМ ПОМОЖЕТ!
- Дата публикации 31.10.2014 08:02
- Категория: Общество
- Просмотров: 2052
Современная медицинская лаборатория - это оснащенное новейшим оборудованием учреждение, в котором все исследования проводятся на высокоточной технике последнего поколения. Побывать в ней - большая редкость, но нам это удалось, да и повод представился подходящий: в нашу областную больницу были приобретены проточный цитометр и несколько видов анализаторов. За короткое время мы успели воочию увидеть все это техническое многообразие.
Наша «мини-экскурсия» по лаборатории началась со «знакомства» с биохимическим анализатором английского производства, в котором используются различные технологии для анализа крови. Это очень важный лабораторный инструмент, выполняющий наиболее распространенные биохимические исследования. По словам заведующей клинической лабораторией областной больницы Татьяны Филипповой, одно из главных преимуществ аппарата - точность результатов и экономия времени. У анализатора два дозатора для подачи реагентов, что позволяет заметно быстрее проводить анализы, следовательно, специалист может сделать большее их количество.
В соседнем кабинете нам был продемонстрирован другой анализатор - уже иммуноферментный, осуществляющий поиск антител и антигенов. Процесс исследования проходит автоматически.
«Мы только в определенном порядке устанавливаем сыворотки и реактивы, задаем программу, а все остальные действия, которые раньше осуществлял специалист, анализатор теперь выполняет сам. Кроме этого, на аппарате одновременно могут использоваться два планшета, которые позволяют увеличить число исследований», - объясняет Т. Филиппова.
Пройдя чуть дальше по коридору, мы оказались в кабинете с другим «чудом техники» - микробиологическим анализатором «Vitek 2 Compact» французского производства. Кстати, его стоимость - 15 млн тенге, и он - единственный в нашей области.
«Этот высокоавтоматизированный анализатор определяет 400 патогенных и клинически значимых микроорганизмов, проводит их идентификацию и выявляет чувствительность к антибиотикам. Стоит особо отметить, что анализатор значительно сокращает время идентификации. Если раньше этот процесс занимал целые сутки, то сейчас - от 2 до 6 часов. Определение антибиотикочувствительности требует от 5 до 15 часов. Таким образом, через двое суток результаты микробиологического анализа уже могут быть на руках у пациента», - говорит заведующая клинической лабораторией.
Помимо этого, современный аппарат исключает риск заражения врача-лаборанта, потому что карта с биологическим материалом полностью запаяна и безопасна.
В завершение нам была показана еще одна новинка клинической лаборатории - проточный цитометр «Facs Calibur» (США) - тоже единственный в Северо-Казахстанской области. Аппарат позволяет получать данные по нескольким тысячам клеток и классифицировать их за короткий промежуток времени. С помощью него можно точно установить диагноз, определить текущее состояние пациента, сделать прогноз развития заболевания. Цена этого цитометра - 30 млн тенге. Как отметила Татьяна Филиппова, аппарат узнает клетку на 100 %.
«Этот вид анализа является дорогостоящим, но для социально незащищенных слоев населения по направлению из поликлиники он проводится бесплатно», - подчеркивает заведующая клинической лабораторией областной больницы Татьяна Филиппова.
Остается только порадоваться, что эта разнообразная техника теперь будет стоять на страже здоровья североказахстанцев, которым уже не придется ехать в другие города для лабораторного обследования.
Павел РОЩУПКИН
ЯРМАРКА ДЛЯ СТОЛИЦЫ
- Дата публикации 31.10.2014 07:58
- Категория: Разное
- Просмотров: 1948
Более 760 тонн сельхозпродукции привезли североказахстанцы на столичную ярмарку.
Петропавловцы и гости областного центра весь урожайный осеннее-летний сезон могли приобрести фрукты, овощи, мясо-молочную продукцию на субботних ярмарках. На ул. Жумабаева разворачивался целый торговый городок. В минувшие выходные сельхозтоваропроизводители нашей области порадовали качественной продукцией по доступным ценам и столичных жителей. На центральной площади города Астаны прошла сельскохозяйственная ярмарка Северо-Казахстанской области. 62 предприятия из 13 районов области и города Петропавловска привезли свыше 760 тонн продукции. Это около 400 тонн плодов и овощей, 60 тонн мяса всех видов», - сообщил заместитель акима Северо-Казахстанской области Владимир Бубенко.
Мастера и ремесленники северного региона предлагали прекрасные образцы живописи, украшений, изделий из бересты, полимерной глины, керамики и стекла.
Порадовала и культурная программа с участием 170 артистов из лучших творческих коллективов - победителей республиканских и международных конкурсов.
Молодежь активно принимала участие в национальных играх.
«Проводить такие ярмарки стало традицией. Это сближает области страны и столицу Казахстана. Можно назвать это выставкой достижений. Северо-Казахстанская область представила богатый и разнообразный ассортимент плодово-овощной, мясной, мучной продукции. Все свежее, качественное. Мы благодарны руководителям, труженикам области», - отметил секретарь маслихата г. Астаны Сансызбай Есилов.
КАФЕДРА ДРУЖБЫ И СОГЛАСИЯ
- Дата публикации 31.10.2014 07:56
- Категория: Образование
- Просмотров: 2428
Как известно, не так давно в Казахстане были открыты кафедры Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В настоящий момент их - 8, одна из них работает и у нас в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева. О спектре деятельности кафедры АНК нам рассказала ее заведующая Людмила Гривенная.
Одной из основных целей кафедры, по информации ее руководителя, является научно-методическое сопровождение учебного и воспитательного процессов университета и осуществление консультативной деятельности для государственных и общественных организаций Северо-Казахстанской области по вопросам этноконфессиональных отношений.
Работа осуществляется согласно плану по трем основным направлениям: учебному, воспитательному и научному. К слову, с 1 сентября 2014 года началась апробация спецкурса «Казахстанская модель этноконфессионального согласия» (его автор - Людмила Гривенная). Курс интересен тем, что он - межпредметный и представляет собой синтез таких дисциплин, как география, лингвистика, история, психология и др. К тому же сам процесс обучения по курсу проходит с использованием современных методов и требует творческого подхода как от самого преподавателя, так и студентов.
Кроме этого, на кафедре АНК создано научно-методическое объединение из числа профессорско-преподавательского состава университета и представителей общественных организаций. Примечательно, что на кафедре есть и студенческое научное общество «Единство», которое занимается научно-исследовательской работой, публикацией статей и пр.
Отдельно отметим, что сотрудники кафедры АНК и студенты совместно с акиматом Северо-Казахстанской области осуществляют реализацию второго этапа мега-проекта «Дорожная карта мира и согласия». Выезжая в районы области, преподаватели и студенты знакомятся с работой этнокультурных объединений, оказывают им методическую помощь, проводят исследовательскую работу.
Помимо этого, на кафедре формируется банк данных из имеющейся литературы, кино- и фотодокументов по вопросам этноконфессионального согласия, этнодемографического развития и пр. Проводятся и разнообразные научные конференции, семинары, «круглые столы». Также активно проходит взаимодействие с областной Ассамблеей народа Казахстана, школой-комплексом национального возрождения № 17 и другими учреждениями.
Словом, уже сейчас работа на новой кафедре идет полным ходом, а в планах у Людмилы Гривенной и ее сотрудников есть много самых разнообразных и интересных идей.
Павел РОЩУПКИН