ВОСПИТЫВАЮЩИЕ "ПТЕНЦОВ"
- Дата публикации
- Категория: Образование
Дошкольное воспитание - это первый уровень системы непрерывного образования. Многие педагогические исследования доказали, что дошкольный возраст - самый благоприятный для личностного, интеллектуального, социального и эмоционального развития ребенка.
Ясли-сад «Балапан» Кызылжарского района распахнул свои двери 31 августа 2004 года. Вот уже 9 лет воспитатели работают с детьми на государственном и русском языках. Детский сад имеет хорошую, постоянно обновляемую материальную базу. Создать благоприятные условия полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировать основы базовой культуры личности, всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями - основные цели, которые ставят перед собой педагоги, работая с детьми.
Реализуемые в детском саду программы «Балбөбек», «Біз мектепке барамыз», «Зерек бала» помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, дают возможность педагогам реализовать свой творческий потенциал.
Вся учебная деятельность организована по 5 образовательным областям: «Здоровье», «Социум», «Познание», «Творчество», «Коммуникация». Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности. Во время игр осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.
При проведении физкультурно-оздоровительной работы применяются здоровьесберегающие технологии: дыхательная, пальчиковая гимнастики, прогулки, экскурсии.
Коллектив ясли-сада работает над формированием эстетического вкуса и чувственно-эмоциональной сферы, над развитием культуры творческого мышления и воображения. На занятиях педагоги используют художественное слово, ведь сказки, стихи являются для дошкольников одной из форм познания окружающей действительности - они учат чувствовать, понимать, мыслить.
Коллектив «Балапана» тесно сотрудничает с педагогическими коллективами школ районного центра, где их воспитанники успешно продолжают обучение. Учителя начальных классов проводят консультации для воспитателей, родителей по актуальным вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Немаловажно, что в этом учебном году учреждение прошло государственную аттестацию, в ходе которой комиссия проводила анкетирование родителей, по результатам которого можно отметить, что 100 % опрошенных родителей удовлетворены работой воспитателей и всего детского сада.
Отрадно, что в конце 2013 года по программе обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 гг. выделяются бюджетные денежные средства для проведения капитального ремонта здания детского сада «Балапан» Кызылжарского района.
Татьяна КРАВЧЕНКО
КАК ГОТОВЯТ ПРОФЕССИОНАЛОВ
- Дата публикации
- Категория: Образование
В рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы проводится большая работа по модернизации профессионально-технического образования. Стране необходимы квалифицированные кадры. В Северо-Казахстанской области действует 30 организаций технического и профессионального образования, в которых обучаются 15027 студентов, в том числе 9235, или 61,4 %,- по государственному заказу.
Опытные наставники
Сегодня в организациях технического и профессионального образования работают 1425 инженерно-педагогических работников, у 1257 из которых (88,2 %) - высшее образование, у 168 - среднее профессиональное.
В колледжах работают 310 педагогов с высшей категорией (21,7 % от общего числа педагогов), 296 человек имеют 1 категорию (20,7 %), 414 человек со 2 категорией (29 %). 405 работников (28 %) не имеют категорий.
382 преподавателя - в возрасте от 25 до 34 лет, 383 - от 45 до 54 лет, 240 - от 55 до 64 лет. Доля педагогов пенсионного возраста составляет 4 %, или 65 человек.
В колледжах ведется стабильная работа по взаимодействию с социальными партнерами. Между колледжами и предприятиями области действует 742 соглашения и договора, в том числе 116 трехсторонних и 626 двусторонних. Так, к 1 ноября 2013 года прошли профессиональную практику на производстве 5744 человека, в т.ч. на оплачиваемых рабочих местах - 1975, или 30 %.
Специальности, необходимые стране
Ежегодно постановлением акимата области в организациях технического и профессионального образования размещается государственный образовательный заказ, который увеличивается: в 2012 г. - на 3336 учащихся, в 2013 г. - на 3700. Впервые размещен госзаказ на 255 человек для обучения молодежи без отрыва от производства.
С учетом потребностей рынка труда расширяется спектр специальностей. Так, в текущем году впервые размещен госзаказ на подготовку по специальности «Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин (по видам)» с квалификацией «Машинист крана» в строительном колледже города Петропавловска.
В 2013 году подготовлено 5070 квалифицированных кадров, в том числе 3966 обучались по очной форме обучения.
По госзаказу подготовлено 2822 человека, или 55,7 % от общего выпуска. На 1 октября 2013 года из числа выпускников очной формы обучения трудоустроено на рабочих местах 2187 человек, или 77,5 %. Общая занятость выпускников составляет 88 %.
В текущем году в колледжах подготовлено 254 специалиста для сферы образования, 26 из которых прибыли в сельские школы по направлению «С дипломом в село».
Северо-Казахстанский медицинский колледж подготовил 280 специалистов среднего звена для здравоохранения области, из них 54 специалиста по направлению для продолжения работы в сельской местности.
О качестве подготовки кадров в колледжах можно судить по результатам независимой оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников. В текущем году в ней приняли участие 3,4 тыс. студентов, и 99 % прошли пороговый уровень (в 2012 г. этот показатель составлял 96 %). Впервые независимой оценкой уровня профессиональной подготовленности охвачены 252 выпускника заочной формы обучения, пороговый уровень прошел 251 человек, или 99,6 %.
По программе «Дорожная карта занятости - 2020» обучались по госзаказу 744 человека, из них выпущен 371, направлены на рабочие места 288, или 77,6 %, переподготовлено 200, повысили квалификацию 30 человек. В новом 2013-2014 учебном году в 4 организации технического и профессионального образования на основании социального контракта принято 110 человек по 12 специальностям.
С 2012-2013 учебного года в качестве экспериментальных площадок по внедрению дуальной формы обучения определено 6 колледжей: строительный колледж г. Петропавловска, машиностроительный колледж, Петропавловский строительно-экономический колледж, гуманитарно-технический колледж, колледж сферы обслуживания и Петропавловский колледж железнодорожного транспорта. В данных колледжах по дуальной системе обучаются 1107 студентов, или 3,7 %.
Миллионы на новую технику
В 2013 году в рамках реализации проекта «Модернизация технического и профессионального образования», финансируемого за счет Всемирного банка развития, приняли участие в конкурсе и выиграли гранты на сумму 380 тыс. долларов на развитие и укрепление материальной базы 3 колледжа области: Петропавловский строительно-экономический колледж, Есильский сельскохозяйственный колледж имени Жалела Кизатова, Тайыншинский колледж агробизнеса. В данные учебные заведения приобрели высокотехнологическое оборудование и технику, 15 преподавателей прошли стажировку на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья.
В 2013 году на капитальный ремонт организаций технического и профессионального обучения выделено 95 млн.тенге. В настоящее время завершен капитальный ремонт общежития Айыртауского сельскохозяйственного колледжа на 150 мест, завершается ремонт кровли Новоишимского аграрно-технического колледжа. Проведен текущий ремонт в 5 колледжах на сумму 25,6 млн. тенге из местного бюджета.
Кроме этого, 7 колледжей получили оборудование, специальную технику для укрепления учебно-материальной базы на 175 млн.тенге, что на 50 млн.тенге больше уровня прошлого года.
В 17 учебных заведениях технического и профессионального образования имеется 20 общежитий, где проживают 2537 обучающихся, действуют 23 пункта медицинского обслуживания студентов.
В колледжах обучаются 474 студента из числа детей-сирот, 44 из них получают ежемесячную благотворительную помощь от фонда «Бобек».
Таланты студентов и преподавателей
Поддержка молодых талантов в учебных заведениях технического и профессионального образования осуществляется постоянно.
В текущем году на республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии механизатор», проходившем в городе Кызылорде, С. Шишкин, обучающийся в аграрном колледже Аккайынского района, был удостоен диплома в номинации «Профессиональное мастерство».
Студенты колледжа искусств в феврале 2013 года приняли участие в международном фестивале-конкурсе «Сибирь зажигает звезды» (г. Омск, Россия), показав достойные результаты. Первые места завоевали Л. Федорик (саксофон), Д. Бикенев (труба), Т. Штогрина (кларнет), А. Капитонова (гобой), Я.Сараев и А. Капитонова (ансамбль), А. Квайдулов (домбра), а Я. Сараев завоевал еще и Гран-при.
В IVреспубликанской олимпиаде в г. АлматыФ. Амантаевазавоевала 1 место (кобыз).
Во IIреспубликанском конкурсе пианистов 3 места удостоен К. Голиан.
В Iреспубликанском конкурсе среди колледжей по специальности «актёрское искусство» Гран-при в номинации «Лучшая актриса» получила студентка колледжа искусств Ж. Бегалина.
На международной научной конференции студентов «Великое наследие Магжана - основа единства поколений», посвященной 120-летию Магжана Жумабаева, студенты Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа А. Щукина и Ж. Молдабаева за доклад «Осмыслить себя и время» были отмечены дипломом I степени.
Команда Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа приняла участие в конкурсе по автоспорту «Майские звезды» в городе Шадринске (РФ). Среди 14 команд, представлявших различные регионы России, команда казахстанцев в составе Л. Браулик и Д. Круглова - студентов четвертого курса - под руководством преподавателя Яваровича М. заняла 3 место.
Победителем республиканского конкурса «Лучший педагог ТиПО - 2013» стал преподаватель специальных дисциплин М. Яварович, которого наградили денежной премией в 1730000 тенге.
В целом стоит отметить, что в области ведется большая работа по подготовке профессионально-технических кадров для обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами.
Шолпан КАРИНОВА, руководитель управления образования СКО
"БРОНЗОВЫЕ" МЕТОДИСТЫ
- Дата публикации
- Категория: Образование
В начале ноября команда североказахстанских педагогов вернулась с республиканского конкурса «Методист года» с тремя дипломами третьей степени и с еще одним дипломом в номинации «Самый креативный».
Отметим, что названный конкурс инициирован Министерством образования и науки Республики Казахстан и проведен в Алматы Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу». Его участниками стали 87 педагогов-методистов.
Безусловно, в современных условиях инновационного развития методист любого образовательного учреждения, районного или городского методического кабинета выполняет самую разнообразную деятельность: помогает педагогам в их профессиональной самореализации, взаимодействует с педагогическим коллективом в продвижении эффективного опыта, осуществляет мониторинг качества образовательных услуг, отвечает за реализацию государственной политики в области образования.
Методист - это ключевая фигура, находящаяся на переднем плане лучших традиций, перемен и инноваций в образовании. В мировой практике существует понятие «коучер-методист»: он непосредственно работает с учителями, помогая им более эффективно выполнять образовательные задачи.
Сотрудник ведущей международной консалтинговой компании McKinsey&Company Майкл Барбер, изучив систему школьного образования 25-ти стран мира, предложил в 2009 году формулу хорошего образования: Этические основания = Знания + Мышление + Лидерство.
Методист-профессионал, таким образом, должен отличаться, наряду с преданностью педагогическому делу, компетентностью, инновационным мышлением, лидерскими навыками и установками относительно себя и других.
Содержание республиканского конкурса «Методист года» предполагало проявление указанных качеств и включало защиту портфолио личных и профессиональных достижений участника конкурса, его презентацию-видеофильм (заочный тур), а также разработку и показ мастер-класса, экспертизу учебно-методических материалов, обоснование образовательной авторской программы, предлагаемых методик и технологий обобщения передового педагогического опыта и других форм взаимодействия с учителями, демонстрацию собственных методических изданий и планов дальнейшего развития (очный тур).
Достойно и убедительно все семь конкурсов заочного и очного туров прошли североказахстанские педагоги-методисты, победители областного этапа (октябрь 2013 года). Наши достижения - это три 3-х места в категориях «Дошкольное образование» (А. Кожракаева, отдел образования г. Петропавловска), «Дополнительное образование» (Д. Кужубаева, методист областного центра творчества детей и юношества), «Методисты институтов повышения квалификации педагогических работников» (Г. Енсегенова, специалист отдела методического обеспечения инновационного развития ИПК ПР по Северо-Казахстанской области). Методист колледжа СКУ Р. Нурканова стала обладателем авторитетной номинации «Самый креативный».
Методист Жамбылского районного отдела образования А. Коробова, выступавшая в категории «Среднее образование», заслужила высокую оценку отдельных членов жюри, в состав которого вошли ученые и профессорско-преподавательский состав Казахского национального педагогического университета им. Абая, НЦПК «Өрлеу», республиканского института повышения квалификации руководящих кадров системы образования.
Важнейшим условием развития педагога в системе современного образования является его включенность в процессы самообразования и самореализации. Наши методисты-призеры это подтвердили.
Алма МУРЗАЛИНОВА, директор института повышения квалификации педагогических работников СКО
"МЕРЕЙ" - ШКОЛА ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
- Дата публикации
- Категория: Образование
В концепции государственной политики в области образования сказано, что «стратегическим ориентиром реформирования этой сферы должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру».
Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В свете последних реформ в области образования отмечается усиление воспитательного компонента процесса обучения. Значительные возможности для решения задач воспитания в современных условиях представляют организации дополнительного образования, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Одной из таких организаций является школа искусств «Мерей» Кызылжарского района. Созданная в 2004 году, она успешно осуществляет свою деятельность по таким направлениям, как хореография, изобразительное искусство, вокал, инструментальная музыка. На четырех отделениях школы обучается более двухсот детей.
Основными задачами в области воспитательной системы школы являются:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе;
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- эффективная организация свободного времени для совершенствования и обогащения духовного мира ребенка;
- воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются: духовно-нравственное развитие учащихся, воспитание гражданственности и патриотизма. Воспитание этих качеств осуществляется при проведении различных мероприятий: концертов, конкурсов, классных часов. По словам педагогов, в школе доброй традицией стало проведение цикла благотворительных концертов для детей с ограниченными возможностями под названием «Музыкальная терапия». Ежегодно проводится праздник «Посвящение первоклассников в мир искусства».
Качество учебно-воспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от заинтересованности и компетентности педагогического состава. В школе работает стабильный творческий коллектив. Каждый педагог понимает всю важность системного подхода к воспитанию и обучению учащихся в школе искусств. Ведь творчество педагогов является залогом успешного формирования творчества учащихся. Поэтому педагоги школы искусств «Мерей» успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, концертах.
Среди творческих коллективов учебного заведения - ансамбль танца «Кызылжар», получивший звание народного в 2012 году, ансамбли домбристов, гитаристов, баянистов, духовых инструментов.
На международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звезды»(г. Омск) домбровый ансамбль «Шашу» стал обладателем Гран-при (руководитель Б. Жанатов, концертмейстер Н. Скорынина). На республиканском конкурсе-фестивале «Рауан» (г. Алматы) Алишер Сабитов занял 2 место (педагог Б. Макимкенова) , 3 место - у Абдужаппара Мухымтаева (педагог Б. Жанатов).
В республиканском конкурсе-фестивале «Сәлем, Астана» первые места завоевали народный ансамбль танца «Кызылжар» (руководитель В. Лифашина), Сания Хамзина (вокальное отделение, педагог Б. Маметова), Молдир Тлейхан (педагог Б. Макимкенова). Вторыми стали Мадина Абильмажинова (класс фортепиано, педагог В. Потякина), Аружан Мукатанова, Аяулым Мухаметжанова (класс домбры, педагог Т. Букирова). На третьем месте разместились Нурсыйла Аскер (класс фортепиано, педагог Л. Агаджанян), Ясмина Боева (класс домбры, педагог Б. Жанатов), Алихан Куандык (вокальное отделение, педагог А. Сенкибаева).
Наставники гордятся своими выпускниками. У. Аскербеков (класс домбры, педагог Т. Букирова) на международном конкурсе «Золотая лира» в г. Москве стал лауреатом 1 степени, С. Кабдуллина (класс домбры, педагог Б. Жанатов) - лауреат 2 степени,
Д. Агатаева (класс фортепиано, педагог В. Потякина) - дипломант 2 степени, Н. Аскер (класс фортепиано, педагог Л. Агаджанян) - дипломант 3 степени. Кроме того, Виктория Малышкина - выпускница класса домбры - получила почетное звание «Патриот года».
Несмотря на такие достижения, это не конечная цель деятельности мерейцев, главное - создать условия, которые помогут стать выпускникам школы самодостаточными личностями.
Немаловажно, что составляющей частью в воспитательной системе школы является создание условий для участия родителей в процессе воспитания своих детей - повышение активности родительского сообщества, привлечение их к участию в жизни школы. Построенное на освоении различных видов деятельности, дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно является вариативной составляющей общего образования, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Сколько школ будет построено в 2014 году? Как обеспечить равный доступ к качественному дошкольному образованию? Об этот и не только говорилось во вторник на селекторном совещании под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова.
Открывая заседание, глава кабинета министров отметил важность обсуждаемой тематики в контексте задач приближения уровня образования и науки к мировым стандартам, определенных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии «Казахстан - 2050».
О приоритетных направлениях сферы образования на 2014-2016 гг. доложил министр образования и науки Аслан Саринжипов. Он остановился на системных задачах дошкольного и школьного обучения, технического и профессионального образования и проинформировал о мерах по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса в целом.
По словам министра, благодаря программе «Балапан» охват детей 3-6 лет дошкольным образованием увеличился вдвое с 36 до 71,5 %. «Число дошкольных организаций по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2 раза до 8,7 тысяч, количество частных детсадов выросло в 1,7 раза, составив 25 % от общего числа», - сказал А. Саринжипов.
В целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию планируется внедрить новые развивающие программы, создать ресурсный центр по подготовке кадров, а также разработать в 2014 году Концепцию раннего развития.
Касаясь вопросов развития образовательной инфраструктуры, министр отметил, что в 2014 году запланировано построить за счет республиканского бюджета 50 школ, а за три года будет построено 146 школ.
По вопросам дальнейшей стратегии развития среднего образования доложила председатель правления «Назарбаев Интеллектуальные школы» К. Шамшидинова, глава правления холдинга «Кәсіпқор» Э. Садвакасова, вице-президент Назарбаев Университета К. Даирова.
Резюмируя итоги обсуждения, глава Правительства отметил особую важность вопросов совершенствования и повышения качества внедрения новаций. В этой работе необходимо найти поддержку со стороны педагогов и общественности, взаимопонимание со стороны государственных и местных исполнительных органов, считает Серик Ахметов. «Без их особого внимания не будет модернизации образования. Предлагаемые планы и идеи должны учитывать мнения профессионалов и населения в целом», - добавил Серик Ныгметович.
По словам С. Ахметова, государство уделяет большое внимание развитию педагогических ресурсов: повышению квалификации, совершенствованию системы подготовки педагогических кадров. «Дисбаланс кадров - это, возможно, не просто наличие слабых педагогов в системе, а отток сильных, молодых талантливых педагогов из школ в другие конкурирующие сферы экономики, где создаются условия, есть конкурентная среда. Без решения этого вопроса принимаемые государством меры могут быть малоэффективны, и сложно будет достигнуть поставленных целей», - резюмировал глава Правительства.
С. Ахметов отметил необходимость решения проблемы малокомплектных школ, создания ресурсных центров и указал Министерству регионального развития подключиться к этой работе в рамках разработки нового раздела программы развития регионов по поддержке сельских территорий.
Татьяна КРАВЧЕНКО