ДЕТИ - В САД, РОДИТЕЛИ - НА РАБОТУ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Вопрос охвата детей дошкольным воспитанием и обучением - стратегически важная тема, ей уделяется огромное внимание со стороны государства. Для этого разработана государственная программа «Балапан» на 2010-2020 годы, которая успешно реализуется в нашем регионе. На сегодняшний день в области работают 579 детских дошкольных учреждений. В них воспитываются более 22 тыс. детей, или 62,8 % от общего количества. Хорошими темпами реализация программы идет и в городе Петропавловске: открываются новые и расширяются действующие дошкольные организации, возвращаются и реконструируются помещения бывших дошкольных учреждений, открываются частные сады и мини-центры на условиях государственно-частного партнерства. О деталях реализации программы «Балапан» в областном центре нам рассказала руководитель отдела образования г. Петропавловска Гульмира Каримова.
По информации заведующей городским отделом образования, в Петропавловске на сегодняшний день функционируют 53 дошкольных учреждения с охватом 7291 ребенка, в том числе 29 детских садов (24 государственных, 5 частных), 23 мини-центра (18 государственных - при общеобразовательных школах, 5 - частных), 1 школа-сад. Охват дошкольным воспитанием от 1 до 6 лет составляет 48,9 %, детей от 3-х до 6 лет - 80,7%.
«С целью исполнения программы «Балапан» на 2010-2020 годы был разработан график ввода дошкольных учреждений. За время реализации программы было предоставлено 2757 мест в дошкольных организациях. В 2010 году введено 800 мест, по итогам 2011 года открыты 434, в 2012 году - 929, в 2013 году - 481 место», - отметила Гульмира Каримова.
В мае 2014 года проведено расширение 2-х частных дошкольных организаций, работающих на условиях государственно-частного партнерства: «Ашык аспан» (62 места) и «ТайРам» (30 мест). В августе увеличилось количество мест в школе-саде № 26 - на 21 место.
«В настоящее время проводится работа по подготовке и открытию в рамках государственно-частного партнерства ИП «Дивисин» на 50 мест, а также расширение ТОО «АБВГДейка» на 50 мест. Согласно разработанному плану мероприятий по вводу государственного детского сада «Балдырган» по ул. Пионерской, 34 (бывший д/с «Ивушка»), осуществляется проведение капитального ремонта здания. Проектная мощность дошкольной организации составит 294 места. Таким образом, с учетом введенных 382 мест в 2014 году, охват детей дошкольным воспитанием в возрасте от 1 до 6 лет составит 51,2 %, в возрасте от 3-х до 6 лет - 84,4%», - добавила Гульмира Раинбековна.
Отметим, что на сегодняшний день в Петропавловске 10960 детей ждут своей очереди в детские сады и мини-центры, 2672 ребенка в возрасте от 3 до 6 лет остро нуждаются в этом. Для 100%-ного охвата детей дошкольным образованием необходимо строительство новых садов по типовым проектам. Отделом строительства оформлены земельные участки под строительство 4 детских садов на 510 мест.
«Отделом образования формируется база данных индивидуальных предпринимателей с целью открытия дошкольных организаций на условиях государственно-частного партнерства, тем самым рассматривается вопрос о новых возможностях деятельности бизнес-структур, а именно - поддержке государством концессионных проектов (строительство, эксплуатация, передача)», - уточнила руководитель отдела образования Г. Каримова.
Ярким положительным примером внедрения в систему дошкольного образования частного бизнеса являются предприниматели: О. Жаркова (ТОО «АБВГДейка»), Н. Мацкевич (ТОО «Ашык Аспан»), Б.Ильясов (ТОО «Баларман»), П. Сейдахметова (ТОО «Солнечный домик»), В. Михайлов (ТОО «Добрая сказка»).
Частным предпринимателем Ольгой Жарковой на конец 2014 года запланировано открытие нового филиала ТОО «АБВГДейка» по ул. Конституции Казахстана, 53 на 50 мест с полным днем пребывания. Также в конце текущего года планируется ввод дошкольной организации по ул. Кеншинбаева, 12 на 50 мест.
Рассматриваются объекты недвижимости для размещения дошкольных организаций, принадлежащие на праве собственности частным предпринимателям. Здания нуждаются в ремонте тепло-, водо-, электроснабжения.
По улице Рижской, 159 уже начато строительство 3-этажного здания детского сада на 140 мест - ТОО «Петрострой-Люкс». Предполагаемые сроки открытия - конец 2015 года.
«В следующем году планируется открыть 1250 новых мест в детских садах: 560 - по государственно-частному партнерству и 690 - в связи со строительством 4 садов (мкр. Юбилейный, мкр. Орман, мкр. Береке и по ул. Набережной)», - заметила Г. Каримова.
Если все пойдет по плану, то уже в следующем году в Петропавловске сократится дефицит мест в детских садах, что позволит родителям выйти на работу, увеличить семейный доход, тем самым создав более комфортные условия для жизни своих детей, которые к тому же будут не только находиться под присмотром квалифицированных педагогов, но и получать знания, навыки, развивать свои таланты.
«АБВГДейка» - лучший друг малышей!
Один из детских центров в Петропавловске, работающий по программе государственно-частного партнерства, - ТОО «АБВГДейка_СК». Свою работу центр начал с 2009 года как частное учреждение образования, а в апреле 2012 года открылись первые группы по программе государственно-частного партнерства. В сентябре 2013 года всех детей перевели на программу «Балапан».
«За 5 лет работы количество мест с кратковременным пребыванием с 30 увеличилось до 60, и, благодаря программам государственно-частного партнерства и «Балапан», дополнительно мы открыли с полным днём пребывания 60 мест, - рассказывает директор центра Ольга Жаркова. - Изначально были определены приоритеты в работе: личностный подход к каждому ребёнку, работа профессионалов и высокое качество образования, создание комфортных условий для игровой деятельности детей, возможность выбора для родителей программ в соответствии с запросами и финансовыми возможностями. Систематически пополняем фонд методической и художественной литературы, развивающих игр и пособий, ведь это необходимо для проведения полноценного учебного и воспитательного процессов».
Безусловно, государственно-частное партнерство - это альтернативная технология развития дошкольного образования.В своей работе педагоги «АБВГДейки» руководствуются государственными программами и в качестве дополнения используют авторские разработки своих же коллег.
Немаловажно, что при центре работает консультационный кабинет, психологи помогают родителям разобраться в сложных ситуациях и лучше понять своих детей.
Показателем работы детского центра является то, что воспитанники подготовительных групп при поступлении в школу набирают хорошие баллы. Высокая оплата за возможность получать услуги высокого качества, подкреплённые и обеспеченные мощной материально-технической базой, доступна только семьям с определённым уровнем достатка. Заключение договора с городским отделом образования на размещение государственного заказа и получение подушевого финансирования позволило компенсировать расходы центра за счёт бюджета и снизить оплату для родителей на 31,25 %. Благодаря этому, услуги стали доступны более широкому кругу людей.
«Постоянная востребованность наших услуг, появление всё новых клиентов позволили нам динамично развиваться и расширять бизнес за счёт новых вложений. Воспользовавшись возможностями, предоставляемыми «Дорожной картой бизнеса - 2020», приобрели здание, в настоящее время ведётся его реконструкция. В планах - открытие еще одного филиала», - поделилась Ольга Жаркова.
В своем Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Нурсултан Назарбаев назвал главные экономические и социальные ориентиры Казахстана до 2050 года. Но самое главное в новом Послании - это формулировка национальной идеи, согласно которой народ должен думать о своих будущих поколениях. Дошкольное образование является одним из приоритетных направлений, и основная задача состоит не только в качественном образовании, но и в формировании у дошкольников таких понятий, как межнациональное согласие и единство народа Казахстана. В сочетании с высоким интеллектуальным потенциалом это станет прочным фундаментом, на котором в дальнейшем наши дети, став активными, образованными гражданами, будут создавать стабильное государство с богатой культурой и мощной экономикой.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ЗНАНИЯ, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ. ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Сегодня, как никогда, страна нуждается в самых эффективных и конкурентоспособных специалистах. И задача системы технического и профессионального обучения - подготовить их.
Важное место в системе подготовки специалистов занимает дуальная система обучения. На состоявшейся недавно научно-практической конференции в Сенате Парламента РК с этой темой выступала руководитель управления образования Северо-Казахстанской области Шолпан Каринова.
Как решается этот вопрос у нас в области - тема разговора с руководителем управления образования.
- Шолпан Танатовна, что такое система дуального образования?
- Необходимо отметить, что уже сегодня обновление структуры и содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики нашей страны закреплено Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Дуальное образование предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной практики.
- Какова ситуация с внедрением дуального обучения в нашей области?
- 16,2 % от общего числа студентов охвачены таким обучением. 44 предприятия являются партнерами 9 колледжей по 17 специальностям таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, машиностроение, энергетика и сфера обслуживания.
Назову предприятия, где наиболее развиты партнерские отношения: АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», КТ «Зенченко и К», АО «Мунаймаш», ТОО «Завод многопрофильного оборудования», ТОО ВФ «ПОИСК», ТОО «Ремплазма», АО «СЕВКАЗЭНЕРГО», ТОО «СЕВКАЗЭНЕРГОСТРОЙ», Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги, Ассоциация строителей и рестораторов города Петропавловска и др.
- В чем конкретно заключается партнерство?
- С участием предприятий проведена работа по корректировке рабочих программ по специальным предметам и производственному обучению. В организацию учебного процесса привлечены инженерно-технические работники предприятий. 25 инженерно-педагогических работников колледжей прошли стажировку. Предприятия стали базой производственной практики, где 61,3 процента студентов проходят ее на оплачиваемых местах.
- Как стимулируется такое профобразование?
- Мощный импульс развитию ТиПО дал региональный совет по подготовке профессионально-технических кадров, который возглавляет аким области. В составе совета действует 4 рабочие группы под руководством заместителей акима области по соответствующим отраслям. При содействии совета в организациях технического и профобразования проводится планомерная работа по укреплению учебно-материальной базы, развиваются учебные хозяйства в колледжах сельскохозяйственного профиля. Надо отметить, что это способствует еще и организации питания студентов, для проживающих в общежитии.
В этом году впервые государственный образовательный заказ рассматривался комиссией в составе представителей областного маслихата, Палаты предпринимателей, социальных партнеров, профильных управлений. Эта мера дала возможность изучить рынок труда и сформировать заказ по востребованным специальностям.
- Можно ли привести положительные примеры такой работы?
- В текущем году на базе Петропавловского строительно-экономического колледжа совместно с Палатой предпринимателей и строительным предприятием ТОО «Основание» создан учебно-технологический центр. Уже начато совместное производство тротуарной плитки, и студенты колледжа своими руками изготавливают продукцию, нарабатывают опыт и получают соответствующую заработную плату от предприятия.
Имеем хороший опыт сотрудничества машиностроительного колледжа и АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения». 7 мастеров производственного обучения прошли стажировку на заводе и 2 мастера по представлению предприятия получили сертификат через «Корпоративный университет «Самрук Казына». С апреля 2014 года на базе ПЗТМ действует учебный кабинет для студентов колледжа, где специалисты завода проводят занятия по специальным дисциплинам, учитывая элементы дуального обучения.
На основании подписанного трехстороннего Соглашения о сотрудничестве по дуальному обучению между АО «Национальная компания «Казақстан темір жолы», Министерством образования и науки Республики Казахстан и Петропавловским колледжем железнодорожного транспорта начато сотрудничество с филиалом АО «НК «Казақстан темір жолы» - Акмолинское отделение». 23 студента колледжа прошли производственную практику на базе АО НК «Казақстан темір жолы», в том числе 15 человек (65,3 %) - на оплачиваемых местах. Ребята показали отличные знания по специальности, успешно прошли оценку уровня профессиональной подготовленности, получили сертификаты и сейчас распределены на рабочие места на предприятиях Целинной железной дороги.
В Есильском сельскохозяйственном колледже, который находится в сельской местности, действует ветеринарная клиника, оснащенная современным оборудованием, где студенты проходят практику и оказывают услуги населению. Проводят санобработку скота, искусственное осеменение домашних животных, таврирование, вакцинацию и профилактику заболеваний, таким образом, получают первые ветеринарные навыки уже в стенах учебного заведения.
Но вместе с тем, работники организаций ТиПО понимают, что всё производство на базу учебного заведения перенести невозможно и необходимо повысить роль и ответственность предприятий, бизнеса в этом важном вопросе.
- Каковы преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционной?
- Дуальная форма обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - обеспечить разрыв между теорией и практикой. Что немаловажно - обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как их навыки уже полностью отвечают требованиям работодателя. К тому же обучение максимально приближается к запросам производства.
Такой системой достигается высокая мотивация в получении знаний, формируется новая психология будущего работника. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями, они получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. Да и сами преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения проходят стажировки для владения всеми новшествами на производстве. Есть возможность, а порой и необходимость привлекать в качестве преподавателей и особенно мастеров производственного обучения специалистов предприятий - социальных партнеров.
- Нуждается ли система дуального образования, по вашему мнению, в совершенствовании?
- Сегодня Министерством образования и науки сделано много, но для дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров по дуальному обучению необходимо решить ряд задач.
На прошедшей конференции мы выносили проблемные вопросы, в том числе предлагаем постановлением Правительства РК утвердить Положение о дуальной системе обучения в техническом и профессиональном образовании с учетом разделений ответственности и полномочий учебных заведений, работодателей.
Внести изменения в Типовые учебные планы, утвержденные МОН РК, которые сейчас предусматривают максимальный объем практического обучения в 40 % вместо необходимых при дуальном обучении 60-80 %.
Разработать механизм социального партнерства между системой образования и работодателями (предусмотреть оплату наставникам на производстве), совершенствовать работу по повышению квалификации инженерно-педагогического состава на передовых предприятиях отраслей экономики, закрепление субъектов бизнеса за организациями технического и профессионального образования.
Активность внедрения дуальной системы обучения будет способствовать достижению качества профессиональной подготовленности кадров, высокого процента трудоустройства выпускников колледжей, а самое главное - обеспечит экономику страны квалифицированными кадрами.
РОЗА САРКЕН: "ЖИВИ, КАК ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, А УЧИСЬ, БУДТО БУДЕШЬ ЖИТЬ ВЕЧНО!"
- Дата публикации
- Категория: Образование
Средняя школа № 43 им. Г. Мусрепова хорошо известна не только в Северо-Казахстанской области, но и за ее пределами. Из года в год воспитанники школы завоевывают звание лучших в спорте, принимают участие и одерживают победы в различных конкурсах и фестивалях. А возглавляет это учебное заведение талантливый руководитель, педагог с 32-летним стажем, Почетный работник образования, которая знает подход к каждому педагогу, ребенку и родителю, - Роза Сакеновна Саркен. В преддверии профессионального праздника Дня учителя Роза Сакеновна поделилась секретами успеха, а также рассказала, в чем же заключается для нее истинное счастье.
Кабинет директора показался мне очень уютным: деревянный стол, книги и награды на полках - всех их не перечесть. Ведь каждый день директор школы работает на результат, а значит, качественно, с самоотдачей, с любовью к своему делу. А иначе и быть не может. Профессия обязывает. Как говорится, назвался груздем - полезай в кузов. А если выбрал своей дорогой очень непростой, но яркий путь учительства, то и соответствуй ему каждую минуту. Ведь ежедневно, открывая дверь родного класса, ребенок приходит к своему учителю, чтобы получить от него знания, которые, несомненно, пригодятся в жизни, уверена наша героиня.
Замечательный тандем
Родилась Роза Сакеновна в марте 1965 года в Омской области. Школьные годы прошли в г. Исилькуле. Сдав выпускные экзамены, решила поступать на факультет русского языка и литературы в Омский педагогический институт. Спустя время вышла замуж и переехала в Петропавловск, где продолжила обучение в педагогическом институте им. К. Ушинского. Трудовой путь начался с должности старшей пионервожатой в СШ № 35. Чуть позже родились дети, и Роза вместе с мужем, как переселенцы, переехали в Булаевский район, в село Успенку. Молодая, энергичная, амбициозная - все ей было по плечу: и в работе была лучшей, и в конкурсах участвовала, и параллельно с преподаванием русского языка обучала детей хореографии. «Танцы - моя страсть. С детства увлекалась народными танцами, поэтому решила создать свой небольшой хореографический коллектив, который стал настоящим украшением села. Помню, как в то время аким области вручил нам магнитофон за участие в разных концертах и фестивалях», - вспоминает Роза Сакеновна.
Очень стремительно продвигалась наша героиня по карьерной лестнице: директор Октябрьской средней школы, начальник отдела образования Булаевского района, директор института повышения квалификации, а с 2008 года - возглавила СШ № 43. С приходом нового директора и жизнь в школе кардинально изменилась.
«Роза Сакеновна обладает широкой общей культурой и развитыми навыками организации управления коллективом. Это позволяет ей реализовывать педагогическую деятельность на высоком уровне профессионального мастерства. Легко может поднять коллектив на выполнение поставленных задач, при этом правильно использовать его кадровый потенциал. Директор умело формирует мотивацию педагогов к обучающей деятельности. Воспринимает взаимодействие с учителями как лично значимую деятельность и «зажигает» педагогов своей глубокой заинтересованностью в вопросах повышения качества обучения, воспитания и связи с родительской общественностью», - отмечают педагоги.
Наша героиня постоянно находится в поиске совершенствования управления школой. Повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, участвует в работе международных конференций, республиканских и областных семинарах по организации управления современной школой. Окончила школу женского политического лидерства г. Петропавловска. Имеет печатные работы в научно-методических, информационно-методических журналах. Совсем недавно окончила лидерские курсы, прошедшие в Астане. Теперь своим опытом директор будет делиться с педколлективом.
«Я люблю свой коллектив. Педагоги творчески подходят к организации своей работы. Большая заслуга в успехе школы - работа методического объединения учителей физической культуры. Педагоги работают на результат: на протяжении 7 лет у нас первое место в спартакиаде школьников города. Очень хорошо налажена воспитательная работа. Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, проектах, соревнованиях. Отрадно, что и родительская общественность не остается в стороне. Во всем помогает нам и откликается на все наши предложения, - отмечает Роза Сакеновна. - Отдельно хотелось бы отметить талантливого учителя Сабиру Сагандыковну Байбусинову, которая уже 14 лет работает в нашей школе, зарекомендовала себя высококвалифицированным педагогом, умеющим совмещать современные технологии с элементами народной педагогики. Творческий подход, ум, богатый внутренний мир, стремление помочь каждому ученику выстроить свой взгляд на мир - вот чем интересен этот учитель. Сабира Сагандыковна с удовольствием делится опытом работы с коллегами: дает открытые уроки для учителей школ города, печатается в республиканских журналах. Немаловажно, что в прошлом году ее ученик Владислав Вьюхов занял 3 место в республиканском конкурсе «Фабрика отличников» и 1 место - в областной олимпиаде «Жаркың болашақ».
О заслугах своих учителей директор Роза Саркен готова говорить часами. Ведь со стороны может казаться, что так просто принять участие в каком-либо конкурсе и занять место, но в действительности это не так. За любым успехом стоят годы тренировок и плодотворной работы в замечательном тандеме - ученик-учитель-родитель.
Счастье есть!
За плечами Розы Саркен уже более 30 лет работы в сфере образования. Пожалуй, жизнь Розы Сакеновны - это удивительный пример того, как может осуществиться мечта, живущая в сердце деятельного человека. Ведь ничто не дается нам даром - за каждым большим и малым успехом лежит кропотливый, каждодневный труд, ценить который учат ребят в школе № 43. Через преодоление препятствий, которые готовит нам судьба, лежит путь к претворению в жизнь мечты, а от осуществления ее зависит и человеческое счастье.
«Я счастливый человек, потому что всю жизнь посвятила любимому делу, - признается Роза Сакеновна. - В моей жизни совпали любимая работа и увлечение. Я счастливая бабушка - мои любимые дети подарили мне внуков. Это ли не счастье?!»
Беседовала Татьяна КРАВЧЕНКО
КАФЕДРА ДРУЖБЫ И СОГЛАСИЯ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Как известно, не так давно в Казахстане были открыты кафедры Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В настоящий момент их - 8, одна из них работает и у нас в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева. О спектре деятельности кафедры АНК нам рассказала ее заведующая Людмила Гривенная.
Одной из основных целей кафедры, по информации ее руководителя, является научно-методическое сопровождение учебного и воспитательного процессов университета и осуществление консультативной деятельности для государственных и общественных организаций Северо-Казахстанской области по вопросам этноконфессиональных отношений.
Работа осуществляется согласно плану по трем основным направлениям: учебному, воспитательному и научному. К слову, с 1 сентября 2014 года началась апробация спецкурса «Казахстанская модель этноконфессионального согласия» (его автор - Людмила Гривенная). Курс интересен тем, что он - межпредметный и представляет собой синтез таких дисциплин, как география, лингвистика, история, психология и др. К тому же сам процесс обучения по курсу проходит с использованием современных методов и требует творческого подхода как от самого преподавателя, так и студентов.
Кроме этого, на кафедре АНК создано научно-методическое объединение из числа профессорско-преподавательского состава университета и представителей общественных организаций. Примечательно, что на кафедре есть и студенческое научное общество «Единство», которое занимается научно-исследовательской работой, публикацией статей и пр.
Отдельно отметим, что сотрудники кафедры АНК и студенты совместно с акиматом Северо-Казахстанской области осуществляют реализацию второго этапа мега-проекта «Дорожная карта мира и согласия». Выезжая в районы области, преподаватели и студенты знакомятся с работой этнокультурных объединений, оказывают им методическую помощь, проводят исследовательскую работу.
Помимо этого, на кафедре формируется банк данных из имеющейся литературы, кино- и фотодокументов по вопросам этноконфессионального согласия, этнодемографического развития и пр. Проводятся и разнообразные научные конференции, семинары, «круглые столы». Также активно проходит взаимодействие с областной Ассамблеей народа Казахстана, школой-комплексом национального возрождения № 17 и другими учреждениями.
Словом, уже сейчас работа на новой кафедре идет полным ходом, а в планах у Людмилы Гривенной и ее сотрудников есть много самых разнообразных и интересных идей.
Павел РОЩУПКИН
НРАВСТВЕННОСТЬ - ЭТО РАЗУМ СЕРДЦА
- Дата публикации
- Категория: Образование
В нашем современном мире общество нуждается в нравственных качествах. Поиск истины, стремление делать добро, уважение к старшим, забота о своих близких, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своем здоровье - составляющие нашей жизни.
Как эти проблемы решаются в нашей школе? Наиболее ярким событием стало выполнение проекта «Мое поколение выбирает…» в 10 «Б» классе. В качестве результата работы ребята оформили коллаж, где они определили свое будущее, указывая на те нравственные качества, которые им помогут добиться поставленной цели.
Незабываемые впечатления остались от родительского собрания в 10 «Б» классе. Родители и дети, взаимодействуя при выполнении задания, демонстрировали единство цели, взаимопонимание, взаимовыручку, характер отношений. Свеча, как символ семейного тепла, переходя из рук в руки, духовно соединяла родителей и детей.
Неожиданным и позитивным было задание на собрании в 9 «В» классе. Надо было создать «семью» из пуговиц. Через призму игры удалось разглядеть проблемы, которые возникают в семье между родителями и детьми. Был проведен тренинг «Зеркало для родителей и выпускников», посвященный подготовке к ЕНТ.
Через психологические игры была предпринята попытка выявить страхи, сомнения, стрессы при подготовке к экзамену.
Работа, которая проводится в Первой гимназии, направлена прежде всего на воспитание нравственной личности, способной в современном мире адаптироваться, состояться, добиться успешности.
Процесс нравственного воспитания, который начался в стенах гимназии, будет продолжаться и далее, ибо, как сказал В. А. Сухомлинский, учиться на Человека надо всю жизнь.
Б. АБДУЛЬМАНОВА,
социальный педагог Первой гимназии