КАК ПРОЖИТЬ НА ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ?
- Дата публикации
- Категория: Общество
Можно ли существовать на 16606 тенге в месяц? Если можно, то как? Каким образом складывается эта сумма, в которую, по данным статистиков, можно уложить удовлетворение всех наших потребностей в товарах и услугах? Ведь если научиться жить по минимуму, то можно сэкономить по максимуму и даже при скромной заработной плате со временем превратиться в миллионера, хотя бы тенгового.
Странная методика
Ответ на вопрос о том, откуда берутся такие скромные цифры (в июне, к примеру, прожиточный минимум среднестатистического североказахстанца составил 16606 тенге), можно найти в Правилах расчета величины прожиточного минимума, утвержденных совместным приказом и. о. министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 2 декабря 2005 года N 307/1-п и председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 5 декабря 2005 года N 194, и приложениях к данным правилам. Итак, прожиточный минимум - это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Его величину рассчитывают, исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины (минимального набора продуктов питания, необходимого нам по научно обоснованным нормам потребления).
Напомним, данные о величине прожиточного минимума используются при установлении минимальных размеров заработной платы и пенсии.
Самое удивительное в методике расчета прожиточного минимума вот что: в то время как стоимость продовольственной корзины скрупулезно подсчитывается статистиками с учетом стоимости входящих в нее продуктов, наши расходы на минимально необходимые товары и услуги, определенные прожиточным минимумом, вовсе не зависят от реальных цен. По правилам расчета доля продовольственной корзины составляет 60 % стоимости прожиточного минимума. На все остальное, независимо от цен, остается 40 %. Жаль, что авторы этого удивительного соотношения не уточняют, как можно купить самые необходимые товары и оплатить минимум коммунальных услуг на эти 40 %, которые в прошлом месяце, к примеру, составили 6643 тенге.
Что нам есть, чтобы выжить?
В июне прожиточный минимум для среднестатистического североказахстанца составил 9963 тенге, или 332,1 тенге в день. Питаться на такие деньги можно. Для расчета этого показателя у статистиков на вооружении - структура продовольственной корзины, рассчитанная до грамма, причем для различных половозрастных групп - отдельная.
Стоимость продовольственной корзины «рассчитывается путем умножения научно обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания, входящих в продовольственную корзину для различных половозрастных групп населения, на средние цены регистрации в представительных объектах розничной торговой сети по состоянию на середину текущего месяца в городе республиканского значения, столицы, областных и районных центрах». Мы не будем углубляться в разницу потребностей в белках, жирах и углеводах для дошкольников и пенсионеров, а расскажем лишь о среднестатистических нормах.
Итак, в соответствии с Правилами расчета величины прожиточного минимума, наши ежегодные минимальные потребности в продуктах питания таковы: 13 кг муки пшеничной первого сорта, 70,7 кг пшеничного, 31 кг ржано-пшеничного и 4,8 кг ржаного хлеба, 4,4 кг макаронных изделий, 8,5 кг риса, 2 кг гречки, 2 кг овсяной крупы, 2 кг манной крупы, 2 кг гороха, 95 кг картофеля, 25 кг белокочанной капусты, 20 кг моркови, 20 кг лука, 5 кг томатов, 5 кг огурцов, 5 кг свеклы, 10 кг бахчевых (для расчетов используются арбузы), 25 кг свежих фруктов (учитываются цены на яблоки), 4,5 кг ягод (для расчетов берут виноград), 500 г сухофруктов (учитывается стоимость кураги), 18 кг сахара, 15 кг говядины, 9 кг свинины, 6,3 кг баранины, 5 кг мяса птицы, 3,2 кг конины, 3 кг вареной колбасы, 400 г субпродуктов первой категории (печени), 8,4 кг свежего или свежемороженого судака, 84,5 л молока, 3,2 кг сметаны 20 %-ной жирности, 4,9 кг полужирного творога, 2,3 кг сычужного сыра, 4,4 кг сливочного масла, 142 яйца, 7 кг подсолнечного масла, 1,5 кг маргарина, 500 г майонеза, 670 г чая, 2,19 кг соли, 50 г дрожжей, 20 г специй. Состав продовольственной корзины корректируется с учетом сезонности продуктов: минимальный уровень потребления помидоров и огурцов распределяется на пять месяцев (июнь-октябрь), арбузов и винограда - на три месяца (август - октябрь).
Кстати, в чем не раз приходилось убеждаться на собственном опыте: если с азартом погрузиться в поиск самых дешевых продуктов, то стоимость продовольственной корзины можно даже уменьшить почти на тысячу тенге в месяц. Но на то она и статистика, чтобы учитывать средние цены, ведь в поисках самого дешевого масла и сахара можно изрядно потратиться на услуги общественного транспорта или раньше времени износить среднестатистическую обувь.
Другой вопрос - достаточно ли нам для полноценного питания вышеперечисленных продуктов (534,93 кг пищи и еще 142 яйца, или примерно полтора килограмма продуктов в день, не считая воды), мы проверять не стали: обмен веществ у всех разный, и то, что может стать голодным пайком для одного, приведет другого к непредвиденным и немыслимым расходам по обновлению среднестатистического гардероба. Специалисты, подсчитавшие наполнение нашей продовольственной корзины, учитывали энергетическую ценность продуктов, их химический состав, наличие витаминов и прочие нюансы. К тому же цифры мы взяли средние, а ведь у каждого пола и возраста своя продовольственная корзина. К примеру, мужчине 18-29 лет следует употреблять 17,7 кг говядины, 12,2 кг свинины, 7,4 кг баранины, 4,1 кг конины, а девочкам от 6 месяцев до года - 54,7 кг яблок в год.
Питаться на 332,1 тенге в день, конечно, можно, если поднажать на хлеб, молоко и картошку, а не баловать себя полезными, но дорогими фруктами или тоже дорогими, но вредными сладостями (если учесть, что лечение одного зуба обойдется, как минимум, в три тысячи тенге, то конфеты нанесут непоправимый урон вашему минимальному бюджету).
В общем, при умелом планировании меню на такой статье, как питание, сэкономить можно. А вот как быть со второй частью прожиточного минимума? Как применить оставшиеся 6643 тенге?
Болеть и одеваться не рекомендуется
На что же может хватить остатков этого минимума, предназначенных нам на самые необходимые непродовольственные товары и услуги? В первую очередь оплатим коммунальные блага. Наш условный потребитель не установил счетчики на воду (ведь это просто роскошь при минимальном бюджете) и платит ежемесячно за холодную воду 469,8 тенге, за горячую - 433,4 тенге, за электричество (по нормам потребления) - 667,1 тенге (9,53 тенге х 70), за кубометр газа - 456,4 тенге. То есть коммуналка обойдется в 2026,7 тенге. Благо, летом не нужно платить за отопление, на что уйдет не одна тысяча тенге. А пока у нас остается 4616,3 тенге - просто немыслимое богатство, из которого еще нужно заплатить за вывоз мусора и за услуги КСК, проезд (впрочем, лучше добираться на своих двоих - здоровее будете, ведь на лекарства минимума никак не хватит), купить моющие средство и зубную пасту (помним о разорительном лечении), полотенца, постельные принадлежности и одежду (хватит лишь на посещение распродаж по окраинам рынков). И не забудьте отложить на валенки, ибо зимой, когда по оставшемуся минимуму будет нанесен удар оплатой отопления, на обновление гардероба средств практически не останется, а дешевые сапоги с распродажи могут привести вас к опустошающей кошелек простуде), досуг (и ни в коем случае не на покупку пиратских дисков, только телевизор, а еще дешевле - общественные библиотеки и народные гулянья).
Считать не пересчитать
Уже неоднократно в СМИ звучали реплики о том, что существующий минимум не соответствует реальным минимальным потребностям. В частности, председатель Агентства РК по статистике Алихан Смаилов год назад заявлял, что Казахстану следует пересмотреть методику: «На мой взгляд, уже назрела необходимость пересмотра методики расчета прожиточного минимума. В соответствии с международной практикой, такой пересмотр проводится каждые 5-6 лет. В Казахстане это было сделано в последний раз в 2006 году. В текущем году агентством уже выполнены экспериментальные расчеты прожиточного минимума в нескольких вариантах. В них учтены предложенные изменения по составу продовольственной корзины, актуализированные нормы потребления продуктов питания и различные соотношения долей расходов на минимально необходимые продовольственные и непродовольственные товары и услуги».
Пока у нас проводятся эксперименты, наши соседи уже утвердили новые правила исчисления прожиточного минимума. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 года были утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума в РФ. Одно из существенных отличий от наших правил заключается в том, что продовольственная корзина составляет половину прожиточного минимума. А это означает, что даже при тех равных ценах на продукты сумма прожиточного минимума была бы гораздо большей.
Наполняемость российской продовольственной корзины тоже несколько отличается. Российские авторы научно обоснованных физиологических норм потребления продуктов просчитали, что в год трудоспособному россиянину полагается 126,5 кг хлебных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей и бахчевых, 60 кг свежих фруктов, 23,8 сахара и кондитерских изделий (причем учитываются цены не только на сахар, но и конфеты и печенье), 58,6 кг мяса, 18,5 рыбных продуктов, 290 кг молочных продуктов, 210 яиц, 11 кг масла растительного, маргарина и других жиров, 3,7 кг соли, полкило чая и 700 г специй.
Кстати, в России уже высказываются предположения о том, чтобы вновь изменить методику величины прожиточного минимума. Вероятнее всего, минимальноприемлемый уровень доходов россиян будет рассчитываться по системе, принятой в США. По мнению министра финансов России Антона Силуанова, такое изменение методики расчетов позволит дифференцировать величину прожиточного минимума и сделать экономические расчеты более точными. Помимо этого, новая методика позволит сделать социальную государственную поддержку более адресной. Во многих странах мира, в том числе США, за основу взяты не расходы граждан, а их доходы. Именно доходы американцев лежат в основе расчета величины прожиточного минимума и в США.
Обычно каждое государство рассчитывает прожиточный минимум по своей методике. В бывших социалистических странах наиболее распространен метод потребительской корзины, так как он лучше всего отражает состав минимального потребления.
В Болгарии были предложены различные варианты определения прожиточного минимума, зависящие от состава семей по разным признакам. Для семьи из двух человек в корзину было включено 552 позиции, из трех - 639, из четырех - 652. Корзина содержала приблизительно 149 продовольственных статей, что составляло около 25 % от общего числа позиций указанных типов семей. При этом использовались минимальные, но физиологически достаточные нормы питания. В потребление непродовольственных товаров было заложено удлинение сроков их действия. При составлении корзины товары и услуги учитывались по низким ценам. В Литве прожиточный минимум исчисляется на основе минимальных потребностей, присущих типичной семье, состоящей из двух взрослых и двух детей: мальчика 12-14 лет и девочки 6-8 лет. Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475. Наш же минимум пока зависит лишь от цен на продукты питания и совершенно не учитывает растущие коммунальные тарифы и суровый североказахстанский климат, когда надо запасаться теплыми вещами, на которые, укладываясь в минимум, нужно копить не один год. Потому жить на прожиточный минимум можно лишь в качестве эксперимента.
Инна НАГМЕТОВА
ПЕНСИОННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
- Дата публикации
- Категория: Общество
21 июня 2013 года Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым подписан Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» № 105-V. Какие же изменения произошли в пенсионном законодательстве?
Предусмотрено поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию для женщин на шесть месяцев в год на протяжении 10 лет, начиная с 1 января 2018 года.
В связи с этим назначение пенсионных выплат женщинам будет производиться:
до 1 января 2018 года - по достижении 58 лет,
с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.
Вместе с тем усовершенствованы ранее предусмотренные в законе льготные условия по более раннему выходу на пенсию (введены в действие с 3 июля 2013 года).
Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет (ранее требовалось не менее 10 лет), в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсионных выплат:
мужчины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее двадцати пяти лет до 1 января 1998 года;
женщины - по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее двадцати лет до 1 января 1998 года.
Женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста (ранее было предусмотрено только женщинам, родившим 5 и более детей), имеют право на пенсию по возрасту по достижении 53 лет при наличии стажа не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года - пропорционально имеющемуся трудовому стажу (ранее для данной категории женщин пенсия при неполном стаже не назначалась).
При этом в стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности.
Создается ЕНПФ. Единый накопительный пенсионный фонд будет осуществлять привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и выплат пенсионных накоплений.
Иным лицам будет запрещено заключение договоров о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Единый накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией.
Взносы обязательные и добровольные
Обязательные профессиональные пенсионные взносы осуществляются вкладчиками (работодателями) обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств в пользу работников, профессии которых предусмотрены Перечнем производств, работ, профессий и должностей, определенным Правительством Республики Казахстан.
ОППВ, подлежащие уплате в Единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 5 процентов от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Ставка добровольных пенсионных взносов (ДПВ)
1. Добровольные пенсионные взносы в Единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд вносятся вкладчиками - физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода при заключении ими договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
2. Вкладчик добровольных пенсионных взносов вправе выбрать для уплаты добровольных пенсионных взносов Единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд.
3. Вкладчиками добровольных пенсионных взносов в пользу получателя могут быть как физические, так и юридические лица.
4. Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
Наталья МИРОНОВА, заместитель руководителя департамента по контролю и социальной защите по СКО
"НЕ БОЙСЯ ДУМАТЬ СОБСТВЕННЫМ УМОМ!"
- Дата публикации
- Категория: Общество
«Молодежь - наше будущее!» Эта фраза давно уже набила оскомину, и многими не воспринимается с должным вниманием. А ведь именно банальные фразы несут самый глубокий смысл. Проблемам настоящего и будущего молодежи посвящена значительная часть программного выступления Президента нашей страны Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». В частности, Нурсултан Абишевич отмечает такой прискорбный факт: «Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп».
К сожалению, среди перечисленных Президентом проблем, помимо наркомании и преступности, отмечен экстремизм - явление, еще недавно абсолютно незнакомое казахстанцам.
Действительно ли экстремизм, в том числе и религиозного толка, угрожает нашей стране, не преувеличена ли эта проблема?
События прошлого года на западе и юге Казахстана показывают: молодежный экстремизм в нашей стране - это реальность, и недооценивать его крайне опасно.
Давайте разберемся, в чем причины этого явления, как ему противостоять.
На наш взгляд, один из главных источников экстремизма состоит в неизбывном желании человека найти кратчайший путь решения проблем, причем всех сразу. Каждый из нас, хоть иногда, хочет верить в эдакий «вечный двигатель» жизни. Именно этим нашим стремлением и пользуются люди, прикрывающие религиозными идеалами свои корыстные и политические устремления. У них на все есть простой рецепт: «Делай, как я тебе скажу, и все станет хорошо». В результате одни пьют соленый чай с молоком вместо обращения к врачам, чтобы вылечиться от болезни, другие «чистят ауру» вместо налаживания отношений с родственниками, третьи обвиняют всех и вся в неверии вместо того, чтобы задаться вопросом, во что верят они сами. Каждый из них совершает одну и ту же ошибку: уповает на внешние силы более, чем на самого себя. Те, кто знает ислам и христианство, скажут: «Но ведь эти традиционные для нашего общества религии предлагают то же самое - веру во всемогущего Бога»… и будут правы. Однако необходимо учесть одно «НО»: и ислам, и христианство утверждают, что всемогущий Бог ожидает от нас самих свободного подчинения его воле, именно на это должны быть направлены все усилия каждого верующего. На практике это означает, что, меняя мир, нужно начинать с себя! Если у тебя не ладятся отношения с родными, спроси себя, что сделал ты, чтобы их улучшить. Если не получается с учебой, задайся вопросом о собственном усердии в этом нелегком деле. Если общество, в котором ты живешь, кажется тебе несправедливым, задумайся о том, а справедлив ли ты к обществу. Именно так должен поступать взрослый человек. Но далеко не каждый, даже будучи зрелым по годам, к этому готов. Вот и попадаются люди на удочку лжеучителей и лжепропроков.
Есть и другая проблема - невежество. Задайтесь вопросом: что вы знаете о религиях, которые исповедуют жители Казахстана? Почти уверен, что большинство из вас признает: не так уж и много. А если спросить о религии, к которой вы сами себя относите (если, конечно, вы верующий)? И здесь, я думаю, у многих возникнут проблемы. Вот и выходит: верим, сами толком не зная во что! У большинства таких верующих религия в жизни стоит далеко не на первом месте. Но ведь все может измениться: ссора с родителями, несчастная любовь, проблемы с учебой, работой - и вот уже мы задумываемся о смысле жизни, о высших силах, о Боге. И благо, если рядом окажется добросовестный человек, который поможет нам найти путь к истинной религии. А если нет? Тогда все может обернуться очень печально: от разрыва отношений с родными и близкими до объявления войны своему же народу.
Как же избежать обмана, как не попасть в деструктивные религиозные организации? В первую очередь, необходимо научиться руководствоваться в жизни девизом, выдвинутым когда-то немецким мыслителем Иммануилом Кантом: «Не бойся думать собственным умом!»
«Легко сказать!» - ответит мне читатель и задаст вопрос: «А что для этого нужно?» Во-первых, необходимо оценить любую ситуацию со всех возможных сторон. Если вдруг незнакомый вам человек обратился с заманчивым предложением поговорить о Боге, помочь решить духовные проблемы, помочь в избавлении от недуга, не отвечайте согласием сразу, дайте себе подумать. Если незнакомец будет настаивать, что решение нужно принимать как можно быстрее, это лишний повод задуматься. Помните: представители традиционных религий исходят из того, что человек приходит к вере по своей воле, обращение его в религию обманом или силой недопустимо.
Итак, дайте себе время, причем желательно, чтобы в этот «тайм-аут» вы не общались с тем, кто вас настойчиво призывает к вере. Вместо этого общения попытайтесь получить об учении, которое вам проповедуют, максимум информации из разнообразных источников. Не ограничивайтесь Интернетом. Помните: современные технологии программирования позволяют «продвигать» сайты наверх в рейтинге поисковой программы по определенным запросам. Так что вполне возможно, что вашего обращения к Интернету кто-то уже ожидает. Обратитесь с интересующими вас вопросами к людям, доверие к которым уже проверено временем. Если они не смогли ничего ответить, спросите педагогов, обратитесь к специалистам.
Особое внимание стоит обратить на ситуацию встречи с проповедником. По действующему законодательству проповедь (распространение религиозного учения) за пределами специально отведенных мест (храмов, мечетей) запрещена, равно как и распространение религиозной литературы. То, что человек пошел на нарушение закона, должно настораживать.
Не поддавайтесь призывам к насилию. Любая религия проповедует мир и согласие между людьми. Если вас призывают разделить мир на правых и виноватых - это повод немедленно покинуть организацию.
Какое бы решение в итоге вы ни приняли, согласуйте его с родными. Ни одна религия не призывает к расколу семьи. Соответственно мнение родственников должно быть максимально учтено. Ведь это самые близкие вам люди.
Надеюсь, перечисленные рекомендации помогут вам принять правильное решение в вопросе выбора вашего отношения к той или иной религии и позволят отличить истину от лжи. Ведь настоящая свобода появляется лишь тогда, когда человек знает, из чего выбирает!
Максим ДОЦЕНКО, старший преподаватель СКГУ
С ВЕРОЙ В СЕРДЦАХ
- Дата публикации
- Категория: Общество
Сегодня, 12 июля, город, названный в честь Святых Апостолов Петра и Павла, празднует именины. В этот день 210 лет назад в Петропавловске был возведен собор Петра и Павла, стены которого за два столетия пережили многое: во времена борьбы с религией была здесь и табачная фабрика, и зернохранилище. В 1946 году храм был восстановлен, а сегодня после шестилетнего капитального ремонта новые купола и кресты собора сияют ярким светом, вселяя надежду тысячам верующих.
С 8.30 утра в соборе пройдет Божественная литургия, а в 11.30 начнется традиционный крестный ход, который будет двигаться по запланированному маршруту. Богослужение будет возглавлять правящий архиерей и епископ Петропавловский и Булаевский Гурий. Во время крестного хода улицы города окропляются святой водой и читается молитва о благосостоянии города, его жителях.
«Начинаем с улицы Потанина, поднимаемся на улицу Пушкина. На пересечении улиц Пушкина и Конституции Казахстана, на месте бывшего кафедрального собора, служим молебен, благодарственный Богу, - рассказывает благочинный, настоятель Вознесенского кафедрального и Петро-Павловского соборов, протоиерей Сергий. - Затем идем до ул. Интернациональной, спускаясь вниз до старой крепости на территории ТОО «Изолит». Там сохранилось старое здание церкви, рядом с которым установлен памятный Крест, возле него мы и будем проводить заупокойную службу за всех петропавловцев, скончавшихся за 260-летнюю историю города. Потом снова выходим на ул. Интернациональную и возвращаемся в собор Петра и Павла. Здесь участникам крестного хода будет предложен чай».
К слову, в крестном ходе обычно принимает участие от трех до пяти тысяч верующих.
«От всего сердца поздравляю петропавловцев с именинами города! Желаю, чтобы в дальнейшем наш город становился еще лучше, краше, чтобы людям здесь хорошо жилось. Живите в мире, любви, согласии многие-многие лета!» - делится своими пожеланиями протоиерей Сергий.
Татьяна КРАВЧЕНКО
РЕЦЕПТ ДРУЖБЫ И СОГЛАСИЯ
- Дата публикации
- Категория: Общество
В Петропавловске прошел «круглый стол», посвященный вопросам межэтнического согласия. На встрече обменялись опытом представители областных и районых этнокультурных центров.
С 2009 года в районе Магжана Жумабаева действует славянский центр «Сударушка». По словам его руководителя, Любови Неживых, здесь каждый - и стар, и млад - находит себе занятие по душе, участвуя в художественной самодеятельности, изучая особенности национальных кухонь, осваивая разные виды рукоделия и ремесла.
Своим опытом работы по укреплению межнационального согласия поделилась Мария Полтавец, руководитель украинского культурного центра «Мрiя» («Мечта») из села Власовки Аккайынского района. Центр объединил представителей разных национальностей: и украинцев, и белорусов, и даже корейцев. Кстати, «мриевцы» могут поделиться не только рецептами борщей и вареников, узорами для вышивки, но и опытом проведения Дня баурсака и Дня молодой картошки. И, конечно, какой же праздник без украинской песни? Благо современные интернет-технологии позволяют постоянно пополнять репертуар.
О своей работе по укреплению межнационального согласия рассказали и представители другой «Мрiи» - из Кызылжарского района, выступления которых не раз проходили на петропавловских сценах, и корпоративного фонда «Активная молодежь» из Жамбылского района, который организует различные культурно-массовые мероприятия, и других центров. Представители общественных объединений обменялись опытом, подсказали друг другу новые идеи и отметили важность таких встреч.
Инна КАЛИМБЕТ