ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ - ИЗ БЮДЖЕТА
- Дата публикации
- Категория: Общество
С 2014 года Правительство предусматривает затраты на субсидирование обязательных пенсионных взносов женщин, находящихся в декретном отпуске. Об этом в ходе презентации проекта республиканского бюджета на 2014-2016 годы в Мажилисе заявил глава Минэкономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев.
«В расходной части проекта бюджета Правительство берет на себя ряд новых обязательств, таких как субсидирование пенсионных взносов получателям социальных выплат в случае потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1 года, во исполнение поручения Главы государства, озвученного в Обращении к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы 7 июня 2013 года», - сказал Е. Досаев.
«В бюджете на 2014-2016 годы расходы на субсидирование обязательных пенсионных взносов порядка 150 тысяч женщин составят в общей сумме 30,7 млрд. тенге, из них в 2014 году - 8,8 млрд. тенге», - добавил министр.
В целом же расходы республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь на предстоящие 3 года планируются в сумме 4878,2 млрд. тенге, из них в 2014 году - 1485,8 млрд. тенге (рост в сравнении с 2013 годом на 115 млрд. тенге, или 8,4 %).
«Большая часть данных средств (92,2 %) направляется на социальные выплаты пенсионерам и получателям пособий. В трехлетнем бюджете на эти цели предусмотрено 4499,4 млрд. тенге, из них в 2014 году - 1357,8 млрд. тенге, что в сравнении с текущим годом больше на 121,2 млрд. тенге, или 9,8 %», - пояснил Е. Досаев.
По словам министра, рост расходов в 2014 году связан с ростом численности получателей выплат на 47 тысяч человек по сравнению с 2013 годом и индексацией пенсий с опережением уровня инфляции на 2 %, базовой пенсионной выплаты и пособий к уровню инфляции.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДОРОЖЕ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ?
- Дата публикации
- Категория: Общество
8 сентября впервые в Казахстане будет праздноваться День семьи. Указом Главы государства этот день отмечается во второе воскресенье сентября. Президент страны Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что государство начинается с семьи, поэтому важно укреплять основы семейных ценностей в нашем обществе. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны. Как основной элемент общества она была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря ей крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Как будут отмечать праздник казахстанцы и что для них значит семья, мы узнали, выйдя на улицы нашего города.
Ренат и Наталья Сейтмулины: «Главная роль семьи - объединять людей. Это сплоченная ячейка общества и государства со своими общими интересами. А еще семья - это большая ответственность друг за друга. Для нас это святое понятие. Свою семью мы создали потому, что любим друг друга. Сейчас нередко молодежь не торопится создавать семьи, живя в так называемом «гражданском» браке, чтобы «проверить» свои отношения. Считаем, что с этим нельзя затягивать: люди привыкают к такому образу жизни.
Очень правильно, что у нас появился такой праздник, как День семьи. Лучшими мероприятиями в этот день будут различные конкурсы, эстафеты, спортивные праздники, которые будут объединять семьи и помогать их членам становиться еще более сплоченной командой!».
Асхат, Айжан и Даулет, гости города: «Семья необходима и для государства в целом, чтобы оно развивалось. И она должна быть в жизни каждого человека, это опора, это свой очаг, свое маленькое государство. Свою семью мы создали потому, что нас связывают чувства. Говорят, что союзы создаются на небесах, мы считаем, что и здесь, на земле, нужно узаконивать свои отношения официально. Это важно и для уверенности каждого члена семьи в завтрашнем дне, и для государства в целом.
Отлично, что у нас появился такой праздник, он станет одним из самых важных в нашей семье. Будем гулять с Даулетом в парке, знакомить его с людьми, с обществом, рассказывать ему о нашем государстве, чтобы он вырос достойным гражданином своей страны».
Иван и Вероника Фомины: «Говорят, что у каждого свои ценности в жизни. Но мы считаем, что настоящих ценностей не так уж много они остаются неизменными для любого человека в любую эпоху. В самом деле, что может быть важнее и дороже здоровья, искренней любви, незапятнанной чести, верной дружбы, а главное - любящей и сплоченной семьи? Эти дары невозможно купить ни за какие деньги, а стоит их потерять - и они уже не вернутся обратно, а жизнь лишится смысла. В современных условиях все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех социально-экономических процессах.
День семьи необходим, в первую очередь, как пропаганда здорового и полноценного общества. Было бы неплохо, если бы у нас, как и у наших соседей-россиян, была учреждена награда за любовь и верность для людей, проживших долгую семейную жизнь и воспитавших достойных и порядочных граждан. Такие семьи необходимо награждать и поощрять. Ведь в наше время, посредством ряда СМИ и Интернета, все больше и больше насаждаются нездоровые идеи межличностных отношений. Это и однополые браки, и пропаганда свободных отношений. В сознание граждан внедряется понятие, что такое поведение - НОРМА для развитого общества. Таким образом, ценность семьи в ее идеологическом смысле все больше устаревает. Поэтому со стороны государства было просто необходимо учреждение Дня семьи. Было бы здорово, если бы в нашей стране было больше подобных праздников, а проводились они масштабно в виде народных гуляний, затрагивая все социальные слои».
Инна КАЛИМБЕТ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ: КОГДА, КОМУ, СКОЛЬКО...
- Дата публикации
- Категория: Общество
Предлагаем вашему вниманию Перечень памятных дат и праздничных дней для оказания социальной помощи, а также размер социальной помощи в разрезе категорий получателей, рекомендуемый в Северо-Казахстанской области в соответствии с Типовыми правилами оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан, утвержденными постановлением Правительства РК 21 мая 2013 года. Напомним: в соответствии с вышеуказанными правилами социальная помощь отдельным категориям граждан будет оказываться в денежной или натуральной форме в случае наступления трудной жизненной ситуации, а также к памятным датам и праздничным дням. При этом перечень памятных дат и праздничных дней для оказания социальной помощи, а также кратность оказания социальной помощи устанавливаются маслихатами районов и г. Петропавловска по представлению районных и городских акиматов. Размер социальной помощи к памятным датам и праздничным дням для отдельно взятой категории получателей устанавливается в едином размере по области по согласованию с акиматом области. Ввести новые выплаты планируется с 1 января 2014 года.
Перечень памятных дат и праздничных дней для оказания социальной помощи, а также размер социальной помощи в разрезе категорий получателей
15 февраля - День вывода войск с территории Афганистана
1.Военнослужащие Советской армии, Военно-морского флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочие и служащие, обслуживающие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
2. Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученные при защите бывшего Союза ССР, при исполнении иных обязанностей воинской службы в другие периоды или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении военной службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
3. Рабочие и служащие соответствующих категорий, обслуживавшие действующие воинские контингенты других странах и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных в период ведения боевых действий. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
4. Семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
5. Рабочие и служащие, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года и в другие страны, в которых велись боевые действия. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
6. Рабочие и служащие Комитета государственной безопасности бывшего Союза ССР, временно находившиеся на территории Афганистана и не входившие в состав ограниченного контингента советских войск. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
8 Марта - Международный женский день
1.Многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», орденами «Материнская Слава» I и II степени или ранее получившие звание «Мать-героиня». Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
26 апреля -День памяти аварии на ЧАЭС
1. Лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
2. Лица, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, испытания ядерного оружия, и их дети, инвалидность которых генетически связана с радиационным облучением одного из родителей. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
3. Семьи лиц, погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
4. Семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
5. Лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах, эвакуированных (самостоятельно выехавших) из зон отчуждения и отселения в Республику Казахстан, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
7 мая- День защитника Отечества
1. Семьи военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, призванных на сборы военнообязанных Министерства обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, погибших (умерших) во время выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с антиобщественными проявлениями. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
2. Семьи военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении воинской службы в мирное время. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
9 мая - День Победы
1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Рекомендуемый размер социальной помощи - 50 МРП.
2. Военнослужащие, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 г. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
3. Лица вольнонаемного состава Советской армии, Военно-морского флота, войск и органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах, учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо находившиеся в соответствующие периоды в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 г. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
4. Лица, которые в период Великой Отечественной войны находились в составе частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии и флота в качестве сыновей (воспитанников) полков и юнг. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
5. Лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в годы второй мировой войны на территории зарубежных стран в составе партизанских отрядов, подпольных групп и других антифашистских формирований. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
6. Работники спецформирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно-подъемного состава авиации, Народного комиссариата рыбной промышленности бывшего Союза ССР, Морского и Речного флота, летно-подъемного состава Главсевморпути, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение военнослужащих и выполнявшие задачи в интересах действующей армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон флотов, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
7. Граждане, работающие в период блокады в городе Ленинграде на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда". Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
8. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
9. Лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением служебных обязанностей в государствах, где велись боевые действия. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
10. Лица из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах, отрядах. Рекомендуемый размер социальной помощи- 5 МРП.
11. Семьи погибших в Великую Отечественную войну лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, семьи погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
12. Жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда", признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступали в другой брак. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
13. Лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны. Рекомендуемый размер социальной помощи - 5 МРП.
31 мая - День памяти жертв политических репрессий
1. Лица, непосредственно подвергавшиеся политическим репрессиям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющиеся гражданами Республики Казахстан. Рекомендуемый размер социальной помощи - 15 МРП.
30 августа - День Конституции Республики Казахстан
1. Лица, которым назначены пенсии за особые заслуги перед Республикой Казахстан, пенсионеры, имеющие статус персонального пенсионера областного значения, Почетные граждане области, города (района). Рекомендуемый размер социальной помощи - 10 МРП.
ЖИЗНЬ ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА
- Дата публикации
- Категория: Общество
Сегодня нам предоставляется множество возможностей. При наличии таланта, способностей и желания перед нами открыты двери различных организаций, кружков, учебных заведений... Без особых преград посещаем мы и театры, музеи, другие объекты культуры, идем на футбольные матчи, различные соревнования и так далее. Однако когда я пишу НАМ, то имею в виду далеко не все категории граждан. К сожалению, сегодня большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остается недоступным для людей с ограниченными физическими возможностями. Такая же ситуация и с общественным транспортом.
Для того чтобы улучшить жизнь казахстанских инвалидов, Министерством труда и социальной защиты страны была разработана специальная программа «Национальный план действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 - 2018 годы», принятая Правительством РК в прошлом году. О том, какие меры по ее исполнению принимаются в нашем городе, мы узнали в отделе занятости и социальных программ г. Петропавловска.
И сходить некуда…
В городе был принят первый этап по исполнению Национального плана, рассчитанный на 2012-2013 годы, согласно которому необходимо было провести инвентаризацию или паспортизацию объектов социально-культурной инфраструктуры. Их перечень был утвержден акимом г. Петропавловска. Обследования организаций и учреждений на предмет доступа проводили специально созданные рабочие группы. Также во исполнение Национального плана Правительством была разработана методика по проведению инвентаризации, рассказывает заведующий сектором по работе с ветеранами и инвалидами отдела занятости и социальных программ г. Петропавловска Асхат Бакеев.
На сегодняшний день полностью доступными для людей с ограниченными возможностями в областном центре считаются всего лишь пять из 319 объектов! Это торговый дом «Рахмет», филиалы банков (Национального, «Цесна», «Центр Кредит») и Петропавловский дом-интернат для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Частично доступных объектов в Петропавловске 253, недоступных - 61. При этом добрая половина учреждений и заведений находится в государственной собственности (163 объекта: финансируемых из областного бюджета - 79, из местного - 84). Из них доступен всего один объект - Петропавловский дом-интернат для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, частично доступных - 158 (среди них городская поликлиника № 3, областная научная библиотека им. С. Муканова и др.), недоступных - четыре (ясли-сад «Ашық аспан», ясли-сад «Кроха», военно-техническая школа МО РК, центр «Созидание»).
Необходимо отметить, что не все инвалиды имеют возможность беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и функциональным зонам органов здравоохранения (областного Центра крови, городской поликлиники № 1 и др.), учреждений образования (СКГУ им. М. Козыбаева, яслей-сада «Ашық аспан» и др.), культуры, физической культуры и спорта (областных русского и казахского театров, СДЮШОР «Дельфин» и др.).
По словам Асхата Бакеева, чтобы полностью адаптировать эти здания для нужд инвалидов, по предварительным расчетам необходимо около 920 млн. тенге. Для тех объектов, где требуются большие доработки, составляется проектно-сметная документация, а для малозатратных достаточно дефектной ведомости. «Вопрос адаптации 314 учреждений для нужд людей с ограниченными возможностями мы неоднократно обсуждаем на совещаниях, непосредственно на Коррекционном совете по делам инвалидов, вышло постановление акима области Самата Ескендирова «О проведении поэтапной инвентаризации (паспортизации) действующих объектов на предмет соблюдения доступной среды для инвалидов» от 24 июля 2013 года. В связи с чем были даны поручения предусмотреть в планах финансирования на будущие годы расходы по обеспечению доступа объектов, находящихся в коммунальной собственности. Что касается частных структур, то руководителям этих организаций были направлены письма с просьбой адаптировать объекты для инвалидов», - говорит А. Бакеев.
…да и доехать не на чем
Одна беда - недоступность общественных мест, а совсем другая - транспорта. На сегодняшний день в Петропавловске насчитывается 239 машин общего пользования, из них только шесть приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников - низкопольные (2,5 % от общего количества). Из 374 пассажирских остановок лишь 10 обеспечены доступом для инвалидов в соответствии с имеющимися государственными стандартами. То есть высота площадок этих остановок позволяет инвалидам-колясочникам заезжать в салоны автобусов без использования подъемных устройств. В связи с чем между акиматом города и Ассоциацией перевозчиков СКО достигнута договоренность по введению на каждом городском маршруте со следующего года по одному низкопольному автобусу, приспособленному для инвалидов-колясочников.
Частично доступными для инвалидов являются и оба вокзала: авто- и железнодорожный. В целях дальнейшего улучшения доступности транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями на вокзалах планируется приобретение мобильных подъемных устройств.
Понятно, что все это, конечно же, в корне не решит проблему с доступом инвалидов к общественному транспорту, но хоть немного улучшит сложившуюся ситуацию. Кроме того, по словам Асхата Бакеева, облегчить жизнь инвалидов может и абсолютно новый вид социальной помощи - транспортировка инвалидов-колясочников по лестничным пролетам многоэтажных зданий. Ведь ни для кого не секрет, что порой для этих людей проблема заключается даже не в недоступности каких-либо отдельных мест, а в элементарной невозможности выйти из собственной квартиры. Из-за отсутствия в большинстве жилых домов лифтов, пандусов и подъемников инвалиды-колясочники чаще всего становятся заложниками собственных квартир. Планируемая социальная помощь будет построена по принципу оказания услуги «Социальное такси». Предполагается сотрудничество с общественными объединениями инвалидов с наличием двух единиц скаламобилей по транспортировке инвалидов-колясочников.
Кроме того, согласно казахстанскому законодательству, если в департамент по контролю и социальной защите населения поступает жалоба от инвалида на недоступность какого-либо объекта социальной инфраструктуры, то в отношении руководителя этого учреждения составляется административный протокол с применением штрафных санкций.
Однако не стоит забывать, что доступность среды для инвалидов - это не только пандусы, подъемники и поручни, но и средства информации: тактильные, световые, звуковые. А также множество других критериев, по которым определяется доступность того или иного объекта, начиная с входной группы, путей движения, зоны оказания услуг, санитарно-бытовых помещений и заканчивая территорией объекта. Все мы граждане одной страны, а значит, имеем равные права на жизнь и свободу, получение образования и трудоустройство, работу и досуг!
Сагынгуль САКЕНОВА
С НОВЫМ СЕЗОНОМ, ОХОТНИКИ!
- Дата публикации
- Категория: Общество
7 сентября начинается охотничий сезон. Многие охотники заранее начинают основательно готовиться к этому событию. Период осенней охоты на водоплавающую дичь в этом году приходится на 7 сентября - 30 ноября.
«Дабы не омрачить этот праздник, всем добропорядочным охотникам необходимо основательно освежить в памяти Правила охоты, тем более что в июле прошлого года в них были внесены существенные изменения», - отмечает руководитель Северо-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства Ережеп Жанапаев.
В частности, к незаконно добытым приравниваются животные, их части и дериваты (рога, копыта, пух, перья, яйца), находящиеся в транспортных средствах и на местах стоянок при отсутствии разрешения на пользование животным миром.
Недопустимо засорять охотничьи угодья бытовыми и промысловыми отходами, отбросами.
Особо необходимо разъяснить и вопрос с уплатой госпошлины за ежегодную регистрацию удостоверения охотника. Так, согласно действующему законодательству, квитанция об уплате госпошлины является основным документом, подтверждающим право на охоту. Использование других отметок в удостоверении охотника действующим законодательством в области охраны воспроизводства и использования животного мира не предусмотрено. Отсутствие отметки в удостоверении охотника (вклеенной марки) не является административным правонарушением.
За охоту без уплаты госпошлины налагается штраф в размере 5 МРП.
Инна НАГМЕТОВА