Новый взгляд на образование

13 февраля текущего года состоялась расширенная коллегия управления образования акимата Северо-Казахстанской области с участием заместителя области Руслана Алишева, представителей сферы образования, университета им. М. Козыбаева, ветеранов педагогического труда, гостей из республики.

 

В пленарной части были рассмотрены актуальные вопросы: Государственная Программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», качество образования, новые подходы к воспитательной работе. Мы предлагаем вниманию читателей некоторые рассматриваемые аспекты темы.

Успех любого государства определяется уровнем образованности его граждан. Время не стоит на месте, требует перемен и прогресса. Новая реальность выдвигает новые требования к человеку. Ведь человеческий ресурс - залог развития национальной экономики. Поэтому сформировать такого индивидуума - задача обновленной системы образования Казахстана. Изменения, которые происходят в образовательной системе Казахстана,- объективная необходимость, вызванная динамикой развития науки, экономики и технологий.

Как отмечали на заседании коллегии, в новой государственной программе предусмотрено две цели, 11 задач. Они будут реализованы по пяти направлениям: развитие кадрового потенциала сферы образования и науки, обновление содержания образования на всех уровнях, развитие инфраструктуры и цифровизации, изменение системы управления и финансирования, совершенствование научно-исследовательской работы.

Ежегодно увеличивается финансирование сферы образования. В текущем году бюджет составит 86,4 млрд тенге, что на 31% больше уровня 2019 года.

Только на реализацию Госпрограммы в этом году выделено 29,8 млрд тенге, которые будут направлены на:

- увеличение оплаты труда педагогов на 25% - 11 177,2 млн тенге;

 - в рамках проекта «Жас маман» на оснащение современным оборудованием 4-х колледжей - 1 293,2 млн тенге;

- размещение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение - 5 950,9 млн тенге;

- на установку камер видеонаблюдения - 258,9 млн тенге;

- приобретение автотранспорта - 449,2 млн тенге;

- строительство школ - 1 132,7 млн тенге и др.

Все начинается с учителя…

«Именно ему доверена важнейшая государственная задача - воспитание ответственного, образованного патриота и гражданина страны. С него большой спрос, но для учителя должны создаваться все условия для плодотворной работы. Этой цели служит принятый закон «О статусе педагога», - отметила руководитель управления образования СКО Гульмира Каримова.

В Законе, отмечалось на коллегии, прописаны основные моменты профессионализма - педагогическая этика, права на материальное обеспечение, поощрение, социальные гарантии, педагогическая переподготовка, повышение квалификации и другое.

Важным моментом в Законе является право педагога на поощрение. Устанавливается новый вид государственной награды - «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», которая предусматривает единовременную выплату в размере 1000-кратного МРП. Закон «О статусе педагога» финансово обеспечен, на его реализацию из республиканского бюджета на трехлетний период предусмотрено 105 млрд тенге, в том числе в 2020 году - 21 млрд тенге. В течение 4 лет заработная плата учителей будет повышена в 2 раза. По словам специалистов, и льготы, предусмотренные нововведением, должны в разы повысить качество образования и уровень профессионализма преподавателей.

Руководитель управления образования СКО Г. Каримова в связи с этим отметила, что, согласно результатам международного исследования PISA, который является одним из внешних измерителей качества образовательных услуг, наша область находится в числе лидеров, наряду с городами Нур-Султан, Алматы, Караганда, Костанай и регионом ВКО. Но, несмотря на это, у нас в области также сохраняется разница в уровне образования между сельскими и городскими школами.

Семь школ области вошли в рейтинг «100 лучших школ Республики» (среди них лицей «Білім-Инновация», лицей «ЛОРД», гимназия имени Абу Досмухамбетова, гимназия БЭСТ, IT-лицей, школа-лицей аль Фараби, Корнеевская гимназия).

На протяжении трех лет сборная нашей области признается одной из лучших олимпийских команд в республике. В 2019 году сборная североказахстанских школьников завоевала 2-ое общекомандное место.

«Сегодня мы еще раз убедились в том, что в школах работают профессионалы своего дела! Мы гордимся нашими учителями!» - подчеркнул Руслан Алишев, заместитель акима области, обратившись к педагогической общественности в ходе коллегии.

Но, к сожалению, констатировал он, идет устаревание педагогических кадров. Сегодня в школах работает 23% педагогов предпенсионного возраста, продолжают работать на пенсии - 4%, а молодых - только 20%. Такая же картина в директорском корпусе, где 50% директоров - это педагоги старше 50 лет.

Это говорит о том, что необходимо готовить резерв руководящих кадров и растить талантливых молодых учителей, приглашая в административный корпус.

Ведь учителями должны становиться грамотные выпускники школ, а в последующем грамотными управленцами, которые своей работой придадут импульс к развитию человеческого капитала в стране. В текущем году планируется повышение проходного балла до 70 на педагогические специальности при поступлении в университет.

«Вместе с тем, с этого года выпускники вузов по педагогическим специальностям должны будут пройти сертификацию, как это делают в других зарубежных странах, например, в Финляндии, где система образования признана самой лучшей. В августе прошлого года был подписан меморандум о сотрудничестве с частным вузом AlmaU, где важные и интересные идеи будут реализовываться в школе педагогического  мастерства. На курсы в эту школу необходимо направлять перспективных директоров», - отметила первый проректор, директор Института развития образования университета AlmaU Алмагуль Канагатова.

Руководитель управления образования СКО Гульмира Каримова поставила задачу отделам образования: на сегодняшний день остаются открытыми 40 вакансий директоров школ. «Наибольшее их количество в районах М. Жумабаева, им.   Г. Мусрепова, Жамбылском, Кызылжарском. Основные причины - достижение пенсионного возраста, отсутствие базы кадрового резерва. Это говорит о недостаточной кадровой политике в отделах образования районов. Необходимо в срок до 1 марта совместно с Попечительскими советами закрыть все имеющиеся вакансии», - сказала Гульмира Раинбековна.

Патриотизм - это участие в развитии своей страны

Главнейшей стратегической задачей участники коллегии назвали предотвращение оттока молодежи за пределы страны как на учебу, так и в поисках трудоустройства. «Наш патриотизм должен проявляться в подготовке необходимых кадров для своей страны, обеспечение достойных условий жизни», - подчеркнул Руслан Алишев.

А ведь у нас в регионе создаются все условия для того, чтобы молодые люди могли найти себе работу по душе, считает Руслан Алишев, зам. акима области. «Вы, педагоги, делаете большую работу, обучая и воспитывая детей, и нужно, чтобы умные, образованные люди работали на развитие нашей страны. В связи с расширением производств открываются новые рабочие места, соответственно, возрастает спрос на квалифицированные кадры. И если в прошлом году потребность в кадрах в регионе составляла 4000 человек, то в этом году - 6000 человек», - отметил заместитель акима области.

В регионе поставлена задача по переходу от аграрной экономики к аграрно-индустриальной. На мониторинге - 34 инвестиционных проекта на 226 млрд тенге.

«Здесь мы рассчитываем на выпускников нашего университета  и колледжей. Поэтому колледжам необходимо в рамках дуального обучения организовать производственную практику уже с 1 курса на базе предприятий-партнеров на имеющемся современном оборудовании. Мы планируем рабочую встречу с Ассоциацией строителей, учебными заведениями, строительными компаниями. За короткий летний период предстоит задача выполнения больших объемов строительных работ. На сегодня есть потребность в каменщиках, штукатурах, облицовщиках-плиточниках, сварщиках, электромонтерах, теплотехниках, связистах и других рабочих кадрах.

Поэтому уже сейчас необходимо определить участников студенческих строительных бригад, «Жасыл ел», волонтеров.

Особое внимание обратить на профпригодность. Из года в год объявляют набор по одним и тем же специальностям, квалификациям (тракторист, повар). Практически эта картина наблюдается во всех сельских колледжах. Специальности нужно открывать с учетом социально-экономического развития региона»,- поставил цели Руслан Алишев.

В техническом и профессиональном образовании уже разработаны программы WorldSkills с учетом международных требований. Ведется профилирование колледжей, сокращаются дублирующие и невостребованные специальности.

В результате укрупнения специальностей и квалификаций студенты получат возможность приобретать знания и квалификацию в различных областях, что позволит им быть более мобильными на рынке труда.

Об отсутствии профессиональных кадров

В целом планируется изменить способ подготовки кадров ТиПО с учетом требований работодателей, обеспечивать гибкость Типовых учебных планов за счет модулей.

До сегодняшнего дня основным проблемным вопросом было отсутствие профессиональных стандартов, проинформировала Татьяна Протопопова, заместитель руководителя управления образования. В настоящее время уже разработано 480 профессиональных стандартов. Теперь приоритетной задачей ТиПО является обеспечение соответствия содержания образования требованиям профессиональных стандартов. Для стимулирования работодателей к участию   в дуальном обучении будут возмещены расходы предприятий за счет государственного заказа (20% от госзаказа).

С помощью бизнеса необходимо продолжить развитие центров компетенций в колледжах. До 2023 года такие центры должны работать повсеместно.

В сфере ТиПО по поручению Главы Государства К. К. Токаева в июне 2019 года увеличена на 30% стипендия для студентов, обучающихся по рабочим специальностям (с 16 769 тенге до 21 787 тенге), и уже с 1 января текущего года студентам, обучающимся по специальностям среднего звена, стипендия повышена на 25% (с 16 769 тенге до 20 948 тенге). На что выделен 191 млн тенге.

Это большая поддержка, особенно для студентов из социально уязвимых семей, количество которых составляет более 35% от общего количества обучающихся, считает Гульмира Каримова.

Со следующего учебного года планируется предоставить колледжам академическую свободу в части определения содержания программ.

Организации ТиПО нашей области находятся на самом низком уровне по материально-техническому обеспечению - 25%.

Большую поддержку ТиПО окажет проект «Жас маман», в рамках которого 4 колледжа (Высший колледж им. М.Жумабаева, Петропавловский строительно-экономический колледж, Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж, машиностроительный колледж) будут оснащены современным оборудованием (1,3 млрд тенге).

Помимо этого, совместно с зарубежным партнером колледжи, участвующие в Проекте «Жас маман», обновят программы, обучат свыше 1,5 тыс. специалистов, повысят квалификацию более 100 преподавателей.

В рамках проекта «Жас маман» на базе колледжей планируется создание тренировочных лагерей Worldskills, центров сертификации. Необходимо открытие центров карьеры и трудоустройства выпускников.

В целях создания экосистемы непрерывного профессионального образования, уже в феврале-марте в каждом районе пройдут первые стартап-проекты JuniorsSkills с участием школьников.

Особое внимание необходимо уделить развитию и проведению чемпионатов по компетенциям: мехатроника, прототипирование, робототехника, по медицинским специальностям, дизайну, ресторанному бизнесу и сервису.

Здесь хочу сделать акцент, заявила руководитель ведомства, на ответственности директоров колледжей. Вся методологическая и организационная составляющая по данному проекту со стороны Министерства и НАО «Талап» (Касипкор) утверждена и доведена до всех участников процесса.

Учащимся - безопасность и комфорт

Не могли обойти работники образования и такую животрепещущую тему, как создание условий учащимся в учреждениях образования. Школа, в которой ребенок проводит до  7 часов ежедневно, должна быть, прежде всего, безопасной.

Во всех школах имеются кнопки вызова экстренного реагирования. В областном центре проводится работа по установке систем контроля управления доступом в школах и дошкольных организациях. В 11 школах города, в детском саду «Алтын бесік» установлена пропускная система с СМС-оповещением родителей о входе и выходе ребёнка из школы. Данную работу необходимо продолжить.

Для 100% обеспечения техническими средствами наружного и внутреннего наблюдения с выводом на Центр оперативного управления всех учреждений образования в текущем году из областного бюджета выделено 258,9 млн тенге, сообщила Г. Каримова и продолжила: «Что касается подвоза детей, в нашем регионе самая большая потребность в обновлении транспорта. В связи с чем впервые за много лет на приобретение школьных автобусов выделено 388 млн тенге».

На сегодняшний день обустроено 422 школы теплыми туалетами. Необходимо обустроить еще 53 на-дворных туалета. Самая большая потребность в районе М. Жумабаева, Тайыншинском и Жамбылском районах.

Данный вопрос находится на контроле Правительства РК. «Все, о чем я сейчас говорила, это элементарные условия комфорта и безопасности, которые должны соблюдаться не только учреждениями образования, но и стать нормой здорового поведения в обществе», - поставила задачу руководитель управления.

Равные условия  для всех

Из стоящих перед педагогами нашей области задач одна из основных - сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями и, в целом, между обучающимися.

В Госпрограмме уделено внимание дошкольному воспитанию и обучению. Поставлена задача по дальнейшему расширению сети дошкольных организаций, по размещению в них государственного образовательного заказа по охвату детей в возрасте от 2-х лет. При этом предусмотрено увеличение размера госзаказа от 19 тысяч до 30 тысяч тенге на ребенка, что существенно отразится на качестве предоставления образовательных услуг. Кроме того, будет внедрено персонифицированное финансирование путем предоставления ваучера родителям в выбранную дошкольную организацию. Будут изменены учебные программы с учетом раннего развития детей, привития социальных навыков, а также адаптации к школе.

В настоящее время пересматривается программа предшкольной подготовки с усилением подготовки в летнее время, а также Типовой учебный план, согласно которому из инвариантного компонента исключаются занятия английского языка и драмы, за счет которых увеличатся часы, отведенные на обучение грамоте и навыкам счета, говорилось на заседании. С нового учебного года вводится возрастная периодизация до-школьных групп, где возраст детей будет исчисляться на 1 сентября. В соответствии с внесенными изменениями в Закон «Об образовании», дети смогут посещать дошкольные организации до приема в первый класс.

Нужны и сады, и кружки по интересам

Для обеспечения безопасного пребывания детей планируется постепенный переход к лицензированию деятельности дошкольных организаций, а также пересмотр квалификационных требований к ним.

В целом осуществляемые в области дошкольного образования мероприятия послужат обеспечению доступности, качества и преемственности, дошкольного и начального уровней образования.

Охват дополнительным образованием детей во внеурочное время пока остается на низком уровне, 58% при плане 70%

Неоднократно на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних поднимался вопрос открытия дворовых клубов и расширение сети учреждений дополнительного образования. В данном вопросе аутсайдерами являются Есильский район (22,7%), Айыртауский (28,8%), М.Жумабаева (30,1%), где охват детей в учреждениях дополнительного образования остается очень низким.

«Нужные и важные проекты, кружки и секции, в которых задействованы участники образовательного процесса на уровне школы, - это еще не показатель», - раскрыл тему о новых подходах к воспитательной работе президент по связям с общественностью международного общественного Фонда «Білім-Инновация» Галымбек Бермаганбетов.

В прошлом году дано поручение об открытии дворовых клубов в каждом районе. Но до сих пор этот вопрос в районах не решен.

Поставлена задача: в 2020-м году в разрезе каждого района довести данный показатель до 70 процентов.

Создание условий для детей с особыми образовательными потребностями вошло не только в госпрограмму до 2025 года, но и будет проводиться республиканский рейтинг по данному индикатору.

На сегодняшний день в Акжар-ском, Кызылжарском, Жамбылском, Тимирязевском, Шал акына, Жумабаева, Есильском и Аккайынском районах доля школ, создавших условия для инклюзива, не достигает нужного показателя. А ведь это не только установка пандуса и кнопок вызова. Создать условия - значит охватить детей инклюзивным образованием и воспитанием и обеспечить их подготовленными учителями, хотя бы через курсовую подготовку.

«Согласно Закону «О статусе педагога», переподготовка для получения смежной специальности осуществляется в организациях высшего и послевузовского образования с выдачей соответствующего документа об образовании», - сообщил в своём докладе и.о. ректора СКУ им. М. Козыбаева Ербол Исакаев.

Ведь на сегодняшний день потребность в специальных педагогах составляет 155 человек, а количество таких детей, нуждающихся в образовании, растет. Если в прошлом году выпуск СКУ по специальности «Дефектология» составил 13 человек, то в текущем году ожидается 78 выпускников. В связи с чем, уже сегодня необходимо директорам школ провести точечную работу по привлечению молодых специалистов.

«Пользуясь сегодняшней площадкой и предоставленной мне возможностью, приглашаю инвесторов к совместной работе, - обратилась к участникам коллегии Г. Каримова. - Хотелось бы сказать о роли частных школ. В прошлом году по нашей стране было открыто 70 новых частных школ с проектной мощностью более 21 тыс. ученических мест. Но в нашем регионе данная инициатива до сих не находит своего решения, хотя со стороны общества, родителей есть спрос на современную и конкурентоспособную школу. Данная мера позволила бы быстрее решить вопрос трехсменности. Как вы уже знаете, строятся 2 школы в г. Петропавловске и ауле Бесколь. Но есть еще вопросы в районных центрах и селах, которые также нуждаются в строительстве новых школ. Развитие сети частных школ оправдано как с позиции решения инфраструктурных проблем, так и с позиции оптимизации расходов государственного бюджета. Все необходимые инструменты для привлечения инвесторов имеются», - заключила руководитель УО СКО.

Награды педагогам

В этот же день состоялось награждение лучших педагогов области. Медалью «Еңбек ардагері» удостоены: Мансия Сердалина - учитель математики КГУ «Кишкенекольская средняя школа № 2 с пришкольным интернатом» Уалихановского района СКО, Галина Кутикова - заместитель директора по учебной работе, учитель математики КГУ «Саумалкольская средняя школа №1» Айыртауского района СКО.

Нагрудный знак «Ыбырай Алтынсарин» вручен Ақмарал Жақыповой, учителю казахского языка и литературы КГУ «Пресновская общеобразовательная школа», Людмиле Дейнега, методисту, председателю профсоюзного комитета ГККП «Детский сад «Гулливер» города Петропавловска.

Нагрудным знаком «Білім беру ісінің құрметті қызметкері» отмечен труд Кайрата Жангужинова, руководителя КГУ «Отдел образования акимата района Шал акына» СКО.

Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан получила Жайнагуль Садвакасова, методист КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования».

Также были объявлены победители конкурса «Лучшая авторская программа-2019». Ими стали: Шынара Мукашева (район им. Г. Мусрепова, Новоишимская СШ №1), Елена Беляева (г. Петропавловск, школа-лицей «Дарын»), Асем-Жулдуз Баймуканова (Аккайынский район, Смирновская СШ №3), Мария Карымова (Мамлютский район, Мамлютская СШ №2), Айсулу Баязитова (район им. Г. Мусрепова, Новоишимская СШ №2), Анжелика Иванова (Айыртауский район, Саумалкольская  ШГ 2), Жазира Шайгузова  (район им. Г. Мусрепова, Новоселовская СШ), Анастасия Якушева (г. Петропавловск), СШ №44), Асем Кулибекова (Петропавловск, городская классическая гимназия), Айжан Караулова (район им. Г. Мусрепова, Гаршинская СШ).

 

Новшества текущего года

• В текущем году расширяется спектр педагогических работников, желающих пройти аттестацию по новому формату, чтобы получать надбавки к заработной плате за новую квалификационную категорию.

• Прохождение аттестации переведено в электронный формат. Такой же принцип будет сохраняться при проведении олимпиад.

• Для учащихся 5-6 классов сельских школ и школ малых городов будет проводиться Национальная интеллектуальная олимпиада «Мың бала» через ценр «Дарын».

• Для талантливой молодежи в возрасте от 14 до 29 лет разработана программа «Медаль Елбасы».

• Впервые будет проведен международный конкурс «Ел мақтанышы», в рамках которого предусмотрена награда как для участника конкурса, так и для руководителя.

• Прием в специализированные школы будет осуществляться через центр «Дарын», где будет проводиться независимое тестирование.

 • Теперь присуждение «Алтын белгі» будет проводиться комиссионно через управление образования, как было когда-то.

• Изменения коснулись и правил деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, усыновления.