ПЕРЕВОЗЧИК ПАССАЖИРУ ДРУГ ИЛИ …?

Состоялось заседание Общественного совета под председательством Бахитжан Самиевой и секретаря Петропавловского городского маслихата, члена Общественного совета Армана Бердагулова. Всего на повестке дня значилось четыре вопроса, но более детальному обсуждению участники общественных слушаний подвергли вопрос об обеспечении качественного обслуживания перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом города.

 

По информации председателя ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галины Семеновой, услуги пассажирских перевозок в областном центре осуществляют 11 предприятий. Они обслуживают 13 автобусных и 12 микроавтобусных маршрутов, всего 346 единиц пассажирского транспорта курсируют по улицам города. Также в весенне-летний период действуют 13 дачных маршрутов (26 единиц техники). За последние два года подвижной состав обновлен на 70 процентов.

К плюсам можно отнести то, что с января текущего года диспетчерское сопровождение городских маршрутов осуществляет ТОО «KazInterSoft», которое для обеспечения контроля в режиме реального времени на все автобусы и микроавтобусы установило GPS-трекеры. А для экономии времени пассажиров введено мобильное приложение для смартфонов «Infobus», при помощи которого можно отследить движение транспорта по интересующему маршруту. Предприятия пассажирского транспорта оказывают поддержку социально уязвимым слоям населения. Так, перевозчиками ежегодно выделяется 750 льготных проездных билетов.

А что думают пассажиры?

Заслушав информацию Г. Семеновой об обеспечении качественного обслуживания пассажирских перевозок, участники заседания включились в обсуждение. Председателю ассоциации рекомендовали обратить внимание на работу с молодыми сотрудниками, ввести институт наставничества с целью решения проблемы дефицита квалифицированных кадров. Молодежь быстро увольняется, теряет мотивацию, здесь как нельзя кстати окажется совет опытных водителей, мудрый взгляд. Стоит отметить и то, что даже на бесплатной основе не набираются группы для обучения водителей категории D, так как молодые люди эту профессию престижной не считают. К слову, средняя заработная плата в зависимости от рентабельности маршрута составляет 50-70 тысяч тенге, обозначили проблему члены Общественного совета.

Следует отметить, каждый из членов совета накануне и сам стал пассажиром, таким образом проинспектировав определенные маршруты. Есть замечания к отдельным перевозчикам. Так, встречались микроавтобусы 5М с грязными чехлами, к микроавтобусам 11М есть общие замечания по чистоте в салоне, а в автобусах   № 14, помимо полного несоблюдения санитарных норм, вовсе отсутствует объявление остановок. Стоит Галине Петровне провести работу среди перевозчиков и навести порядок в салонах автобусов.

«Санитарное состояние пассажирского транспорта напрямую зависит как от перевозчиков, так и от личности самого водителя - хозяина салона. Если водитель - человек чистоплотный, то и в салоне чистота и порядок», - отметили на заседании. К слову, не менее важную роль в этом играют и погодные условия, состояние дорог и пр. Также было отмечено, что работа городского транспорта постепенно меняется в лучшую сторону. К примеру, значительно уменьшилось количество курящих за рулем водителей, но до сих пор встречаются случаи использования мобильных телефонов во время вождения.

Относительно аварийности на дорогах по вине водителей общественного транспорта члены совета пришли к выводу, что тенденций к улучшению с начала года нет. Заместитель начальника УВД г. Петропавловска Серик Давлетов доложил, что случаи дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта с прошлого года увеличились на 66,7 %, в том числе отмечается рост травмированных на 33 %, а погибших - на 100 %. При этом основными причинами произошедших ДТП С. Давлетов назвал нарушения водителями общественного транспорта правил проезда перекрестков и маневрирования. Так, три месяца назад водитель маршрутного автобуса № 20М при повороте налево на перекрестке наехал на пешехода, проходившего проезжую часть на зеленый свет, - девушка от полученных травм скончалась на месте. Кстати, количество ДТП, произошедших по вине водителей того или иного маршрута, при выдаче лицензий не учитывается. Члены совета рекомендовали заведующему сектором отдела ЖКХ, ПТ и АД Дулату Шарапиденову принимать это во внимание при лицензировании и проведении государственных закупок.

В результате проведения профилактических мероприятий с начала года сотрудниками полиции выявлено свыше 322 нарушений ПДД, совершенных водителями пассажирского транспорта. Из них более 200 грубые: пользование сотовым телефоном (92), нарушение проезда перекрестка (18) и др. Кроме того, были зарегистрированы 2 случая нахождения водителей общественного транспорта за рулем в состоянии наркотического опьянения, за подобные инциденты, к слову, ответственность несут и перевозчики. В связи с этим была затронута и проблема медицинского освидетельствования водителей. Члены совета рекомендовали поставить на особый контроль ежедневные профосмотры водителей на предприятиях перевозчиков и ужесточить процесс прохождения периодических медицинских осмотров в наркологическом диспансере.

Стороной участники заседания не обошли проблему маршрутного соединения. Интересовались, почему некоторые части города не соединены единым маршрутом. Люди едут с пересадками в поликлиники, на вокзал и др. Дулат Шарапиденов объяснил это тем, что, возможно, поток пассажиров на данном участке низкий, и такой маршрут просто нерентабелен для предприятий. К сожалению, на текущий момент учитывается рентабельность, а не потребности населения. Между прочим, уже разработана новая схема движения маршрутов, осталось только ее «обкатать», однако желающих перевозчиков для выполнения столь важной задачи не нашлось. Перевозчики забыли о социальной ответственности перед населением и просто игнорируют данное предложение - объявления в газетах и сети Интернет остаются без внимания. Так и хочется задаться вопросом: в чем же тогда миссия самого автотранспортного  союза?..

Также члены Общественного совета рассмотрели вопрос и о персональном составе городского акимата. Затем перешли к третьему: о внесении предложений по включению в состав г. Петропавловска 5 сельских населенных пунктов и присвоении им статусов микрорайонов доложил руководитель отдела архитектуры и градостроительства города Куат Тажибаев. В число новых частей областного центра будут входить: села Куйбышевское, Новопавловка, Тепловское, остановочные пункты 2629 км и 2639 км.

В ходе заседания Александр Казанцев проинформировал членов совета о деятельности недавно созданной акимом города М. Тасмаганбетовым рабочей комиссии по проработке основных направлений комплексного развития областного центра и рассказал о результатах анализа текущей ситуации. Слабыми сторонами развития города на сегодняшний день являются: хаотичная застройка центра и окраин города, отсутствие системы межведомственного взаимодействия, неэффективная транспортная инфраструктура и др. Перед членами рабочей комиссии стоит задача - выработать новый план перспективного развития областного центра, в осуществлении которого важнейшим принципом они считают преемственность градостроительных решений, грамотный подход, стратегическое видение.

По итогам работы Общественного совета по всем вопросам выработаны рекомендации, которые будут доведены до исполнителей. Относительно резолюции, принятой в целом, члены совета сошлись во мнении, что она требует небольшой доработки. Мы обещаем проинформировать наших читателей, опубликовав окончательный вариант этого документа.

 

Ерлан ОРАЗОВ